Ищенко раскритиковал тему предстоящего саммита НАТО
Буквально через два дня в Варшаве стартует саммит стран-членов НАТО, основной темой которого станет взаимоотношения с Российской Федерации. Западные политики в один голос призывают дать России жёсткий ответ, а Польша и страны Балтии ожидают принятия решения о размещении четырёх батальонов вооружённых сил НАТО на своей территории. Корреспонденты iReactor поинтересовались у известного украинского и российского политолога, обозревателя МИА «Россия сегодня» Ростислава Владимировича Ищенко, с чем может столкнуться Россия в связи с подобными шагами со стороны НАТО.
— В конце недели, 8-9 июля, в Польше состоится саммит стран НАТО, на котором планируется обсудить вопрос об отношениях с Россией. В частности ожидается, что делегаты утвердят решение о размещении своих батальонов в Польше и Прибалтике. Также европейские политики начинают призывать к жёсткой реакции на усиление России. Как вы думаете, это действительно произойдет или пока ястребы пытаются пролоббировать своё решение? К чему приведёт подобное обострение отношений?
— Я думаю, что это не существенно. Произойдет это действительно или не произойдёт вообще. Во-первых, пока что из четырёх батальонов, которые они собираются разместить в этих странах, аж целых два нашли только американцы. И то они не уверены, что смогут их отправить в Европу. Где они возьмут следующие два, пока не понятно. Даже если предположить, что четыре батальона для размещения в Польше и в Прибалтике они найдут, то это акция демонстрационная, демонстративная. И в военно-политическом плане она ничего не изменит.
Даже сами же натовские военные совершенно откровенно признают, что при нынешнем соотношении сил на балтийском и на польском направлении НАТО потерпит поражение в течение считанных дней, максимум, недели. Они могут спорить между собой по срокам. Будет Прибалтика занята российскими войсками за 36 часов, или за 48 или, может быть, за 72 часа, а может за неделю. Они могут спорить о том, сколько продержится потенциально польская армия, но результат известен.
Более того ни у одной страны НАТО да и у всего блока в целом сейчас нет возможности резко усилить свои вооружённые силы, увеличить своё военное присутствие. Последние лет пятнадцать основные сухопутные армии блока сокращались, включая американскую. И кроме того сами европейские армии после принятия в НАТО концепции специализации каждой армии на каком-то отдельном направлении фактически утратили боеспособность как каждая в отдельности так и НАТО в целом.
Сейчас этот военный блок может представлять опасность таким государствам, как Ливия, но с точки зрения вопроса безопасности России натовская военная угроза не является вопросом завтрашнего-послезавтрашнего дня. Единственное, что реально может нам угрожать — это ядерные потенциалы Соединённых Штатов, Великобритании, Франции, но не сухопутное вторжение натовских войск.
НАТО может поддерживать конфликты, в которых задействована Россия, и таким путём ей досаждать. Скажем, в случае, если бы Россия втянулась в полномасштабный конфликт на Украине, нет сомнений, что НАТО (если бы успело, конечно) постаралось бы оказать украинской армии военно-техническую поддержку, а возможно и какие-нибудь контингенты оказались бы на этой территории.
Что касается внимания командования НАТО прибалтийскому направлению — появится там три батальона, четыре батальона или даже три бригады, результат всё равно будет один. Поэтому в данном случае все эти действия надо рассматривать только как демонстрацию своих политических намерений. То есть, как демонстративную попытку ухудшить отношения с Российской Федерацией. Это политический жест, но это не какое-то верное решение.
— При этом парламент Великобритании советуют высокопоставленным политическим и военным чиновникам интенсифицировать диалог между НАТО и РФ, который «призван предотвратить риски военной эскалации и непонимания между сторонами». Возможен ли будет диалог в таких условиях?
— Диалог возможен в любых условиях. Понятно, что диалог будет продолжаться, тем более что Россия к нему открыта. И даже сейчас официально заявлено, что российская делегация примет участие в переговорах с НАТО. Возможно даже восстановление формата совета Россия-НАТО. Ну и если вы хотите каким-то образом урегулировать отношения, то без переговоров вы их не урегулируете. Поэтому в любом случае переговоры рано или поздно, но будут.