Украинские чиновники легализовывают будущие взятки
«Имущественный стриптиз» — такими словами украинские политологи описывают развернувшееся в стране массовое декларирование чиновниками своего дохода.
Министры и депутаты публично выворачивают карманы, демонстрируя гигантские активы — от наличных и драгоценностей до раритетов вроде китайского меча 14-го века. Зачем они делают такие признания?
Президент Украины Петр Порошенко в понедельник прокомментировал свою декларацию о доходах, заявив, что все ценное имущество приобрел до прихода на нынешний пост.
«Более того, в основном имущество было приобретено в то время, когда я не был на государственной службе», — пояснил он.
На Порошенко, в частности, в элитном поселке Козин под Киевом оформлен дом площадью более 1,3 тыс. кв. м, в этом же поселке ему принадлежат участки площадью почти в 35 тыс. кв. м. У главы государства есть 12,5 тыс. кв. м земли непосредственно в столице, где также есть три квартиры. Автопарк дополняет пятиметровый катер, передает ТАСС.
«Я принципиально храню средства в банках — 27 млн долларов, из каждого цента которых уплачены налоги в бюджет Украины.
Хотя и есть некоторые наличные средства: 800 тыс. гривен и 60 тыс. долларов. Считаю, что политики должны демонстрировать пример и доверять банковской системе», — добавил он.
Согласно декларации, Порошенко является владельцем более чем 100 компаний.
Напомним, по закону украинские чиновники обязаны подать декларации до конца октября. Накануне в едином государственном реестре деклараций было зарегистрировано 114 244 электронных документа.
Как отмечает агентство Reuters, декларации ошеломили рядовых украинцев. Так, премьер-министр Владимир Гройсман, сравнив подачу деклараций с прыжком с самолета, задекларировал 1,2 млн долларов и 460 тыс. евро наличными, а также коллекцию дорогих часов.
У депутатов и других представителей власти в имуществе оказались церкви, похищенные раритетные книги, многочисленные квартиры, земельные участки, предметы роскоши и большие объемы наличности. Блогосфера горячо обсуждает разные версии такой патологической и неслыханной ранее на Украине честности государственных служащих. Газета ВЗГЛЯД суммировала некоторые из них.
Версия первая. Страх перед украинскими сыщиками или перед Западом
Депутат Верховной рады из Блока Петра Порошенко Дмитрий Андриевский отметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что подача деклараций — это требование одного из базовых антикоррупционных законов.
«Цель закона — проверить соответствие образа жизни чиновника и его реальных доходов. За несвоевременную подачу декларации предусмотрено административное наказание. За злостное уклонение от подачи декларации и ошибки в самой декларации — уголовное, — напомнил нардеп, добавив: — Было бы замечательно, если бы российские госслужащие и чиновники, вплоть до президента России, также задекларировали бы свои доходы».
Очевидно, парламентарий не в курсе, что в России и руководство страны, в том числе и президент, и чиновники рангом ниже, давно уже декларируют свои доходы — с апреля 2009 года.
Украинский политолог, бывший главный редактор газеты «Киевский телеграф» Владимир Скачко напоминает, что е-декларирование — это жесткое требование США и одно из условий «безвизового Шенгена», добиться которого Порошенко пообещал уже к 24 ноября.
«Сейчас по требованию Евросоюза они должны осуществить имущественный стриптиз. Видимо, европейская экономика также хочет обезопасить себя от всевозможных „грязных денег“. Полагаю, скандальные декларации наших чиновников станут, наоборот, одним из поводов для отказа в предоставлении безвизового режима», — сказал эксперт.
Версия вторая. Честность выгодна, поскольку все равно ничего за это не будет
На самом деле, считает Владимир Скачко, тысячи представителей власти задекларировали, дай бог, десятую часть своих реальных доходов.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский также указывает, что по закону уклонение от подачи декларации или обман при ее заполнении чреваты уголовным преследованием, поэтому чиновники оказались в двойственном положении.
«С одной стороны, декларировать свои большие доходы как-то неудобно, с другой, впоследствии их можно уже использовать открыто, не стесняясь», — сообщил политолог.
По его мнению, чиновники сумели выйти из положения — они таким образом «легализовали» средства, нажитые в том числе и за два года после Майдана незаконным путем.
«Теперь никто, увидев, что тот или иной министр или депутат живет не по средствам, уже не обвинит его в воровстве, все уже задекларировано. Это было наворовано раньше, но раньше не считается», — рассказал Погребинский.
Версия третья. Чиновники декларируют не прошлые, а будущие взятки
«У меня есть подозрение, что многие из тех цифр, которые нарисованы в декларациях, они взяты из воздуха. Возможно, это даже легализация будущих взяток», — заявил лидер Радикальной партии, депутат Олег Ляшко.
Экономисты возмущаются тем, что даже глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева хранит сбережения в виде наличных. Политолог Алексей Якубин, которого цитирует «ГолосUA», уточнил, что Гонтарева должна была бы первой подавать пример доверия банковской системе, которой сама же и руководит.
Эксперт, впрочем, считает декларации достоверными. По его мнению, стало ясно, что первичное накопление капитала с использованием служебного положения на Украине продолжается, невзирая на кризис.
Версия четвертая. Массовый приступ наивности
Украинский экономист Олег Соскин полагает, что феноменальная честность чиновников продиктована в том числе их глупостью или остроумием.
«Мы увидели полный абсурд самой идеи е-декларирования, как и всей бутафорской борьбы с коррупцией.
Вот бывший комбат „Айдара“ Сергей Мельничук открыто поизмывался над этой идеей, сообщив, что указал неверную сумму собственных доходов», — сказал эксперт корреспонденту.
По мнению Соскина, власть продолжает бездумно выполнять то, что скажут в США и Евросоюзе, и это порой доходит до абсурда.
«Сейчас вот под давлением западных чиновников некоторые не особо умные представители украинской власти явились в образе подпольного миллионера Корейко, хранящего наличные в чемодане», — пояснил Соскин.
Версию же Олега Ляшко о «легализации будущих взяток» Соскин воспринимает скептически.
«Это они, может быть, сами думают, что-то там легализовали, в действительности для такой аферы у них не хватит мозгов. Замечу, что наиболее прожженные украинские политики, такие как, например, закарпатский политик Виктор Балога, бизнесмен и народный депутат Александр Третьяков, экс-премьер Юлия Тимошенко или сам Петр Порошенко, не выкладывают в декларациях всю подноготную. Они хитрее», — считает эксперт.
Он также полагает, что «засветившиеся» чиновники могут впоследствии стать ритуальными жертвами борьбы с коррупцией, поскольку такого откровенного хамства народ Украины не выдержит.
Кстати, одной из самых оригинальных оказалась декларация депутата из его собственной фракции. Радикал Игорь Мосийчук объявил, что владеет несколькими картинами и коллекцией антиквариата. В коллекцию раритетного оружия вошли: меч (Китай, 14-й век), ятаган (Турция, 16-й век), кинжалы СС и СА (Германия, 20-й век), кинжал (Дагестан, 17-й век), две сабли (Украина, 16-й век). Кроме того, в качестве антиквариата указаны икона «Иисус Христос. Спаситель» (18-й век) и икона «Архангел Михаил» (18-й век). Как уточняет «Интерфакс», в качестве нематериальных активов Мосийчук указал ноу-хау — название подразделения добровольцев «Чорні чоловічки». Имеет Мосийчук и наличные: 780 тыс. гривен, 183 тыс. долларов и 145 тыс. евро.
Генпрокурор Юрий Луценко уже пригрозил депутатам Верховной рады, которые «шутили» в своих декларациях или не сдали их вообще (таковых семь), административным наказанием или даже тюрьмой до двух лет.
Главный банкир не верит банкам
А Владимир Скачко отмечает, что чиновники декларируют больше наличные, чем банковские вклады. Как оказалось, даже премьер-министр Владимир Гройсман и глава Национального банка Валерия Гонтарева хранят огромные суммы «под матрацем».
«Банковский сектор и украинская экономика в целом находятся на грани издыхания. Незаметно подкрадывается дефолт.
Банки в любой момент могут либо лопнуть, либо быть национализированы с последующим изъятием средств государством. Наличные же, если нет решения о конфискации имущества, не могут быть изъяты. Чиновники всегда могут сказать, что нашли лишний миллион долларов, чем они сейчас и занимаются», — считает он.
Скачко отмечает, что декларации уже вызвали негодование многих рядовых жителей Украины.
«Люди у нас, надеюсь, начнут осознавать, что никакой Революции достоинства на Майдане не было, а было восстание одних миллионеров против других. К сожалению, никаких выводов украинцы пока не делают», — посетовал эксперт.
А Михаил Погребинский указывает и на опасность, которой теперь подвергнутся чиновники-толстосумы. «Поговаривают, что представители уголовного мира активно изучают поданные декларации. Им ведь подарили ценную информацию о том, по каким адресам хранятся большие деньги и ценности, — полагает эксперт. — Засветившимся чиновникам нужно нанимать дополнительную охрану».
Кстати, ранее шеф государственной налоговой службы Александр Клименко уже призывал обязать декларировать свои доходы вообще каждого украинца.