Автору книги о зверствах литовцев в ходе Великой Отечественной угрожали смертью
В Литве книгу журналистки Руты Ванагайте «Наши» об участии литовцев в массовых убийствах евреев объявили российским проектом и угрозой национальной безопасности, а саму писательницу в интернете угрожали убить.
Ванагайте рассказала, что решила написать о зверствах соотечественников в ходе Второй мировой войны после того, как услышала лекцию литовского историка, которая ее потрясла. Принято считать, что Литва в холокосте не участвовала, однако на лекции прозвучала другая версия: пирамида убийств начиналась с литовского правительства, причем в ней участвовала вся гражданская администрация и полиция.
«Я стала общаться со многими историками и увидела, что они пишут и говорят правду, но очень сухо, в академическом стиле. Мне захотелось написать правду в популярной манере, шокирующую правду, чтобы ее прочитали», — рассказала журналистка.
Ванагайте узнала, что участники холокоста были и среди ее родных. Муж ее тети работал шефом полиции, а дед составлял списки евреев и советских активистов, которых потом уничтожали. Писательница выразила надежду, что ее родственник не знал, зачем составлялись эти списки.
«До этого он для меня был героем, а потом перестал им быть. После того как он составил эти списки, в качестве вознаграждения он получил двух советских военнопленных, которые должны были работать у него на участке», — вспоминает Ванагайте.
По ее словам, в полицейские батальоны люди шли добровольцами — можно было отказаться участвовать в убийствах. Последствий у такого отказа фактически не было: в худшем случае можно было провести вечер в карцере или не получить от немцев «денег и того, что можно было награбить». Журналистка убеждена, что страна должна знать: если дома есть антикварные вещи, возможно, они принадлежат жертвам холокоста. Она рассказывает, что приспешники нацистов никого не щадили. Детей хоронили заживо или били головой о дерево.
«Люди говорят, что в некоторых местах деревья выкрученные, потому что столько детских черепов о них ударили», — сказала Ванагайте. По словам журналистки, ей неизвестно ни об одном случае раскаяния. Участники преступлений оправдывали себя тем, что «если не я буду стрелять, то другой будет».
Издание книги Ванагайте вызвало в Литве бурную реакцию. Писательница рассказала, что общество разделилось. Многие родственники и друзья Ванагайте говорили, что она «работает на евреев» и Кремль. Журналистка добавила, что после публикации книги она потеряла половину близких друзей.
«Они говорили мне: «Смотри нам в глаза и скажи, сколько тебе евреи заплатили». А мне издательство заплатило 1500 евро за полгода работы. Это весь гонорар, заработанный на холокосте», — сообщила писательница. По ее словам, на одной книжной ярмарке ей три дня пришлось провести вместе с телохранителем. Организаторы мероприятия встревожились, начитавшись в интернете угроз убить Ванагайте.
«Вершиной было, когда Департамент государственной безопасности сделал заявление, что моя книга — угроза национальной безопасности», — рассказывает журналистка.
Она уверена, что на уроках истории необходимо рассказывать, что некоторые литовцы сотрудничали с нацистами. Кроме того, по мнению Ванагайте, нужно официально признать, что Литва на государственном, гражданском и военном уровне участвовала в холокосте.
«Нужно разрушить памятники убийцам. В четырех-пяти местах в Литве стоят памятники людям, которые стреляли и руководили этим, в том числе и в Белоруссии. Они после войны стали воевать за литовскую независимость. Но никто не спрашивает, что они делали до этого», — считает писательница.
Досье…
22 июня 1941 года во дворе гаража компании Lietukis — компании «Литовское хозяйство», литовские патриоты-коллаборационисты из числа восставших против советской власти, под присмотром немецких оккупантов бесчеловечно расправились с первой группой евреев Каунаса. Несчастных безоружных жертв забили металлическими прутьями, водой из пожарных брандспойтов рвали внутренности, глумились иными способами над беззащитными евреями. Так началась литовская часть Холокоста, унесшая в результате жизни 95% литовского еврейства.
Вот как свидетель-немец описывает то, что он увидел в тот день в гараже «Летукис»:
«…С левой стороны большого двора находилась группа мужчин от 30 до 50 лет. Их там было человек 45–50. Этих людей пригнали туда какие-то гражданские. Эти гражданские были вооружены винтовками и носили на руках повязки…
Молодой мужчина в возрасте примерно 16 лет, с засученными рукавами, был вооружен железным ломом. К нему подводили человека из стоящей рядом группы людей, и он одним или несколькими ударами по затылку убивал его. Таким образом он менее чем за час убил всех 45–50 человек…
После того как все были убиты, молодой мужчина положил в сторону лом, пошел за аккордеоном и взобрался на лежавшие рядом тела убитых. Став на гору, он заиграл литовский национальный гимн. Поведение стоявших вокруг гражданских лиц, среди которых были женщины и дети, было невероятным – после каждого удара ломом они аплодировали, а когда убийца заиграл литовский гимн, толпа подхватила его».
Судя по описанию, участники и зрители массового убийства евреев в гараже «Летукис» воспринимали расправу как национальное празднество или как патриотический акт.
Другие фотографии, сделанные во время этого преступления
Литовский нацист добивает своих жертв ломом
Ссылка по теме: Холокост в Литве