Запрет денежных переводов на Украину — удар по карману Порошенко
Вчера Государственной Думой Российской Федерации было принято решение об ограничении переводов денежных средств на Украину через иностранные платежные системы. Эта мера является ответом российских парламентариев на действия украинской стороны, которая ввела санкции против российских платежных систем ещё в ноябре прошлого года. А последней каплей, видимо, стало решение украинского правительства ввести санкции против украинских структур дочерних российских банков. Это решение Думы вызвало различные реакции и считаю правильным сделать несколько комментариев по этому поводу.
Российских парламентариев обвинили в негуманном поведении в отношении украинских гастарбайтеров. Логика обвинителей такая — авторами и лоббистами принятого запрета являются операторы российских платежных систем, у которых просто ушел из-под носа бизнес, который по разным оценкам приносил десятки миллионов долларов в год в виде комиссионных платежей. Этот бизнес ушел западным платежным системам, конкретно — по большей части американской Western Union, и вот Дума якобы применила принцип «так не доставайся же ты никому» и запретила вообще все переводы. Вот так и получается, что из-за желания некоторых депутатов отомстить за российский бизнес, будут страдать украинские мигранты, которые работают у нас в стране, говорят с нами на одном языке и вообще не имеют отношения к действиям украинской власти. Я искренне сочувствую украинским гастарбайтерам, у которых каждая копейка на счету, но осудить новый запрет я не могу и вот почему.
Даже если новый закон действительно пролоббировали российские платежные системы, то в этом не было бы вообще ничего плохого. В любой развитой стране, парламент занимается защитой интересов бизнеса, который платит налоги и наполняет бюджет, а уж когда дело идет о международных интересах национального бизнеса, то парламентарии вообще выступают единым фронтом. Так что отобрать у западных платежных систем те доходы, которые им подарила киевская власть, это дело принципа, несмотря на все неудобства.
Но всё-таки наиболее важным мне кажется другой момент. Таким запретом российская Дума положила кнопку на стул лично Порошенко, одновременно ударив его по кошельку. Тут нужно напомнить предысторию конфликта.
Как только на Украине власть запретила переводы через российские платежные системы, личный банк Порошенко — «Международный инвестиционный банк» запустил сервис переводов из России в рублях на базе международной платежной системы, которая конечно же не попала ни под какие киевские санкции. Вот в этом вся суть шоколадного фюрера и его бизнес-идеологии. Понятно, что его банк не смог бы отжать себе большой кусок освободившегося рынка и на равных конкурировать с такими гигантами как Western Union, но ему это и не нужно было. Даже кусочек рынка, который ему достался после введения санкций спокойно мог приносить миллион-другой долларов в месяц, а это уже достаточно. Это конечно напоминает попытку поджечь целый колхоз для того чтобы украсть одного поросенка, но это вполне в стиле селюковского мышления Порошенко. И вот здесь проявляется главный воспитательный момент, ради которого Дума, на мой взгляд, и затеяла все ответные санкции. Порошенко должен запомнить, что у него никогда не получится заработать даже две копейки за счёт ущерба, нанесенного российским интересам. Сейчас он не только денег не получит, но и украинская экономика в целом будет недополучать определенные средства из-за того, что все легальные или серые схемы вывода денег из России на Украину будут очень дорогими и не безопасными по сравнению с тем, что было до этого.
Сегодня одна из московских газет вышла с триумфальным заголовком, что украинцы уже научились обходить запрет, введенный Думой. Это показывает, что журналисты в очередной раз не прочитали закон, о котором они пишут. Это, к сожалению, давно является нормальной практикой для некоторых российских журналистов и что с этим делать — решительно непонятно. Так вот, законодатель в принципе не ставил перед собой задачи ликвидации самой возможности передачи денег украинских гастарбайтеров на Украину. Задача была в том, чтобы на этом не мог зарабатывать лично Порошенко и некоторые западные платежные системы. Так понятнее?
Кстати, варианты, упомянутые в статье, не отличаются удобством и безопасностью. Перечислять деньги межбансковским переводом — это не только дорого, но и привлечет внимание украинской налоговой инспекции к получателю этих денег, а это, как мне кажется, — очень плохая идея. Передавать деньги через водителей маршруток и дальнобойщиков — опасно из-за того, что их могут просто обобрать украинские пограничники, например. Еще можно посылать деньги посредникам в Грузию, например, через дешевую российскую систему, а они уже дальше пересылают деньги на Украину, только проблема в том, что такой «посредник» может исчезнуть в любой момент с деньгами. Можно пробовать работать через электронные деньги и если получатели и отправители смогут разобраться в технических тонкостях, то схема кажется рабочей. У нее долгосрочная проблема – через электронные деньги сейчас работают десятки тысяч украинских айтишников-фрилансеров. Если по этой же схеме начнут еще и гастарбайтеры деньги пересылать, то очень скоро украинская власть попытается эту схему обложить подоходным налогом. А пока, наверное, действительно можно пользоваться.
Хорошая новость во всей этой ситуации заключается в том, что, получив удар по личному карману, Порошенко впредь будет более осмотрителен при принятии различных решений, направленных против России. По крайней мере это позволит избежать необходимости введения каких-нибудь еще более жестких ответных мер, например, введения визового режима с Украиной. Ну а если шоколадный фюрер не захочет понять урок, который ему преподали российские парламентарии, то они его повторят, только в следующий раз будет еще больнее.