Наглосаксы — это чужие
Странные для российского (да и не только российского) уха новости доносятся сейчас из метрополии некогда реально великой Британской империи. Президент Всемирного антидопингового агентства, того самого WADA, которое, по идее, должно безжалостно преследовать применение допинга по всему свету, Крейг Риди стал рыцарем Большого креста ордена Британской империи.
На самом деле в этой новости прекрасно буквально всё.
В общем-то, рыцарский орден Большого креста ордена Британской империи — это совсем не шутки. И просто так — исключительно по принципу «был бы человек хороший» — кто попало в этот орден не посвящается.
Это британский рыцарский орден, принимают в который исключительно за продвижение интересов Британской империи через искусство и науку, сотрудничество с благотворительными организациями и организациями социального обеспечения и общественных услуг, но за пределами британской государственной службы. Он был создан повелением британского короля Георга V в 1917 году изначально для некомбатантов, оказавших особые услуги империи в годы Первой мировой войны.
Сувереном ордена является лично действующий британский монарх. Действующий Великий магистр ордена — супруг Елизаветы II принц Филипп, герцог Эдинбургский. Девиз ордена — «За Бога и Империю».
Короче, вам, в общем, должно быть понятно, почему именно в Британской империи британский журналист и шпион Ян Ланкастер Флеминг мог придумать и написать благородного супершпиона «с лицензией на убийство». В любой другой (не англосаксонской) культуре шпионаж, непрерывно сопряжённый с ложью и предательством, в том числе и личным, всё-таки дело пусть и необходимое, и даже героическое, но, как ни крути, всё равно грязное ремесло.
Короче, Бонд. Просто Джеймс Бонд.
Орден ограничен количественно: не более 300 рыцарей и дам — собственно кавалеров Большого креста, 845 рыцарей и дам-командоров и 8960 командоров. В число высшей элиты ордена теперь входит и сэр Крейг Риди, президент Всемирного антидопингового агентства.
Удивительнейшим образом умудряющийся теперь совмещать рыцарские обязанности по продвижению интересов Британской империи и лично королевской семьи с ответственным постом в международной спортивной организации.
И мы тут просто вынуждены напомнить, что WADA вообще-то — даже чисто по статусу — позиционируется как «независимая» организация. Которая была учреждена отнюдь не (допустим) в том же Эдинбурге, а в швейцарской Лозанне на паритетных началах Международным олимпийским комитетом и правительствами стран мира.
Но вот как-то так случайно получилось, что стараниями нынешнего новоявленного кавалера ордена Большого креста сэра Риди и его предшественника Ричарда Бешеного Дика Паунда ни МОК, ни правительствам стран мира эта организация больше — чисто по факту — не подчиняется.
А просто объективно представляет не всегда, мягко говоря, спортивно-правовые интересы определённых спортивно-бюрократических кланов, помимо всего, завязанных на интересы опять-таки определённых правительственных и неправительственных организаций ряда англосаксонских стран.
При этом, кстати, не стоит забывать, что WADA, способное наказывать целые страны открыто, извините, отправляется в дальнее пешее эротическое путешествие наиболее влиятельными спортивными лигами в самих странах островной цивилизации. Офицеров WADA не пускают даже на порог раздевалки ни в ведущей хоккейной лиге мира (НХЛ), ни в ведущей баскетбольной (НБА). И это мы уж просто молчим про американский футбол, бейсбол, гольф и все четыре ведущие боксёрские ассоциации. Да и в могущественную ФИФА или в не менее могущественные и популярные автоспортивные организации дороги этим бодрым ребятам особой нет.
И это, в принципе, правильно.
Если говорить строго по фактам, WADA с его терапевтическими исключениями, свободной установкой и свободной трактовкой любой юрисдикции и любой фармацевтической практики и свободой от любой юридической ответственности за свои действия, а также отсутствием рычагов контроля со стороны как МОК, так и большинства правительств давно уже перестало быть собственно антидопинговым агентством с понятным и ограниченным функционалом. А превратилось, опять-таки по факту, в международную организованную структуру, специализирующуюся в области спортивной и политической коррупции и легализованной (см. терапевтические исключения) наркоторговли. Ну а в подобного рода «немного теневой деятельности» никак не обойдёшься без крыши со стороны как правительств, так и некоторых правительственных же специальных служб. И вот если смотреть на дело именно с этой стороны, то посвящение сэра Крейга Риди в кавалеры Большого креста ордена Британской империи выглядит более чем логичным.
По мощам, в общем-то, и елей.
И совершенно не надо тут стыдить или укорять британцев: мы уже писали выше, что системный обман — это вполне органичная составляющая менталитета англосаксонского истеблишмента. Они просто другие по отношению не только к нам, но и к иным континентальным европейским культурам.
Если хотите — чужие.
И то, что для нас выглядит как вполне форменная дикость и подлость, для них зачастую является вполне органичным предметом гордости. Извините, но морской торговец всегда немного пират. Ещё раз: презирать и стыдить их за это не надо. Просто, если уж приходится иметь с этими светлыми людьми дело, ни в коем случае не нужно полагаться на слово джентльмена, ибо это — банальная ложь. И уж тем более стоит помнить знаменитую фразу про то, что «джентльмен к западу от Суэца и джентльмен к востоку от Суэца — это два разных джентльмена». И ещё: помните, пожалуйста, что если им вас обмануть всё-таки не удастся, то они сначала, безусловно, будут дико ругаться. Но потом будут вас только ещё больше и вполне заслуженно, с их точки зрения, уважать.