Политика

Брюссельский саммит НАТО: США будут искать свежее "пушечное мясо"

В Брюсселе 11-12 июля состоится очередной саммит Североатлантического альянса. Подготовка к нему идет в нервозной атмосфере: Европа озадачена подтверждением «единства Запада» перед лицом новой американкой политики.

Собственно, ничего особо нового в ней нет. Это стандартная политика США, направленная на принуждение окружающих к поддержке американской позиции по ключевым глобальным вопросам. Просто раньше ЕС следовал в фарватере внешней политики США добровольно и даже получал от этого материальную выгоду. Теперь же поддержка Европой Вашингтона приносит Старому свету одни потери. Более того, Трамп еще и потребовал оплачивать ее за счет ЕС, резко (в три-четыре раза) увеличив взносы на содержание НАТО. Европа отказалась.

Кроме того, в рамках заявленной стратегии Трампа по возвращению промышленного производства в США Вашингтон развязал против Европы торговую войну. Вообще-то он ее развязал против всего мира, но ЕС и Канада – союзники США по НАТО – впервые оказались под неспровоцированным санкционным давлением Вашингтона. Раньше они лишь поддерживали подобного рода мероприятия (идущие вразрез с нормами ВТО) в отношении других стран. Введение США политически мотивированных запретительных пошлин на широкую номенклатуру товаров европейского экспорта вызвало резкую реакцию ЕС.

В результате в последние месяцы в Европе резко усилились тенденции к сближению с Россией, и отдельные политики даже заговорили о возможности замены Вашингтона Москвой в качестве военно-политического «зонтика» Европы.

США попытались перехватить инициативу, срочно организовав встречу Путина с Трампом в Хельсинки. Председатель Европейского совета, бывший премьер Польши, славящийся своим проамериканизмом Дональд Туск вынужден был констатировать, что в отношениях ЕС и США настали тяжелые времена и не факт, что, несмотря на все усилия, трансатлантическое единство удастся сохранить.

Вот в такой обстановке собирается саммит НАТО. Позиции сторон – США и их партнеров – диаметрально противоположны. Уступить никто не хочет. И не может.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг и президент США Дональд Трамп (слева направо на первом плане) на церемонии открытия саммита НАТО в Брюсселе, 25 мая 2017
Генсек НАТО Йенс Столтенберг и президент США Дональд Трамп (слева направо на первом плане) на церемонии открытия саммита НАТО в Брюсселе, 25 мая 2017г.

Если США уступят Европе уже после того, как межу ними началась торговая война, это будет означать, что Брюсселю удалось прогнуть Вашингтон. Тогда резко активизируются остальные оппоненты США, против которых введены экономические ограничения, а это, без преувеличения, весь мир. Если же на уступки пойдет ЕС, то Европа окончательно потеряет статус не только самостоятельной политической силы, но и экономической величины. Принятие американских требований будет означать, что американская экономика будет подпитываться за счет неравноправной торговли с ЕС, уничтожая европейских производителей. США предлагают ЕС такую же модель взаимодействия, как та, которую сам Евросоюз реализовал на Украине в рамках соглашения об ассоциации, со всеми вытекающими экономическими, а учитывая социальные проблемы Европы, и политическими последствиями. Фактически точек соприкосновения сторон не видно.

И все-таки они есть.

И США, и ЕС необходимо продемонстрировать всему миру сохраняющееся военно-политическое единство Запада.

Трампу будет крайне дискомфортно на встрече с Путиным, если он прибудет на нее сразу с провального саммита НАТО. Все же до сих пор значительная часть международного авторитета США заключалась в том, что они говорили как признанный лидер коллективного Запада, выражая его общее мнение и формулируя общую международную политику. Для ЕС сохранение формального единства важно не только с точки зрения международного престижа (хоть и этот аргумент тоже действует), но еще и в связи с внутренним кризисом Евросоюза, в котором Юг активно противостоит Северу, а Восточная Европа – Западной. Реформа ЕС, сохранение европейского единства – не менее острые проблемы, чем связанные с новой политикой США, причем они непосредственно отражаются на ситуации в НАТО, но и ситуация в НАТО непосредственно отражается на них.

Если по ключевым вопросам (увеличение взноса ЕС на содержание НАТО и безоговорочная поддержка Европой американской политики) компромисса достичь невозможно, и в то же время необходимо, чтобы саммит имел хоть какой-то формальный успех, нужно внести в повестку дня вопрос, который никого не будет раздражать, может быть использован каждым из участников в интересах собственной внешней политики и при этом консенсусное решение по которому будет несложно сформулировать.

Судя по тому, что внезапно одним из главных вопросов саммита решили сделать обсуждение миссии «Решительная поддержка» в Афганистане, которую США и НАТО реализуют вместе с партнерами по сотрудничеству, именно тема партнерства со странами вне НАТО и должна стать компромиссным вопросом, который объединит весь альянс.

При этом тематика афганской операции выносится на первый план явно не случайно. Среди восточноевропейских членов НАТО есть большое количество желающих поспекулировать на теме приема в НАТО новых членов и вынести этот вопрос на обсуждение при каждом удобном случае. Поскольку же к участию в обсуждении вопросов, связанных с проблемами партнерства в целом и операции «Решительная поддержка» в частности, приглашены Украина, Армения и другие партнеры НАТО по сотрудничеству, некоторые из которых (в частности Украина) не скрывают своего стремления стать полноценными членами альянса, попытка инициировать дискуссию на эту тему, а также ненужные выбросы в прессу «частных» мнений по поводу целесообразности дальнейшего расширения НАТО никому не нужны.

Ни США, ни ЕС сегодня не готовы принять на себя бремя нового расширения, к тому же ключевые игроки НАТО (Вашингтон, Берлин, Париж и Рим) заинтересованы в налаживании отношений с Россией, а не в их ухудшении.

Таким образом, ненужную активность в вопросе гипотетического расширения НАТО руководство альянса стремится канализировать в направлении расширения участия партнеров по сотрудничеству в отдаленных заморских операциях НАТО, вроде афганской, в которых их войска должны были бы заменить американских и западноевропейских солдат. Не секрет, что Трамп стремится вывести США из ненужных, затратных, а политически даже вредных многолетних войн на отдаленных театрах, требующих огромного расхода ресурсов и напряжения усилий военного ведомства. В частности, сокращается американский контингент в Афганистане. Но европейцы без американцев не воюют (просто потому, что самостоятельно не способны провести даже относительно несложную операцию), а устраивающие Запад условия компромиссного мира с талибами пока не удалось сформулировать. То есть, на какое-то достаточно продолжительное время пушечное мясо в Афганистане будет необходимо.

Американские военные и Полиция Афганистана
Американские военные и Полиция Афганистана

Попытка увеличить участие партнеров в такой ситуации вполне разумна. Другое дело, что она вряд ли осуществима, хотя бы потому, что армии партнеров обладают еще более низкой боеспособностью, чем европейские.

Но США традиционно считают, что главное – найти пушечное мясо. Дальше его можно немножко обучить, обеспечить авиационную поддержку и добиться таким образом удовлетворительной пригодности к использованию.

Впрочем, армии партнеров слишком малы, чтобы выставить контингент, способный заменить экспедиционные силы США и НАТО. Единственные крупные вооруженные силы у Украины, но Киев традиционно сошлется на свою «войну с Россией». Поэтому главным на саммите будет не добиться расширения участия партнеров в афганской операции, а на ее примере продемонстрировать публике единство альянса и эффективность его механизмов.

Саммит пройдет на двух уровнях. На верхнем будет демонстрация единения и перспектив, улыбки и рукопожатия. На втором уровне будет жесткая грызня за ресурсы, взаимные обвинения и шантаж. Фигура президента Трампа обеспечивает связь между уровнями. Его внезапная и зачастую ненужная резкость и непосредственность иногда делают тайное явным и позволяют широкой публике постичь всю глубину разногласий между союзниками.

Это, безусловно, не последний саммит НАТО. Я бы назвал его первым саммитом эпохи системного кризиса альянса. Возможно, это саммит, с которого потом мы будем вести отсчет демонтажа НАТО. Но сегодня внешне ничего не изменится. Публичных скандалов все постараются избежать, и общая информационная картинка с саммита будет пустой, но благостной.

Ростислав Ищенко
Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть