Чемпионат мира в России стал поражением Прибалтики
К концу чемпионата мира по футболу в России стало понятно, почему Литва и другие антироссийски настроенные страны так упорно добивались его бойкота. Мундиаль показал миру истинную Россию и разрушил антироссийскую мифологию. Вместо «путинского Мордора» и «Верхней Вольты с ракетами» Россия предстала современной, открытой, дружелюбной страной, и в этом плане чемпионат мира — крупнейшее поражение профессиональных русофобов.
«Этот чемпионат сломал сложившиеся у множества иностранных гостей стереотипы о России — они увидели инфраструктуру „первого мира», безупречную организацию и дружелюбных людей. Но больше всего от этих перемен опешили, наверное, сами россияне», — пишет американский The Wall Street Journal.
С явной досадой и неохотой американское деловое издание признает: мундиаль перевернул представление мира о России и русских.
Без смены внешней политики и без уступок Западу Россия стала восприниматься позитивной и открытой современной страной.
«Если судить о России только по образу, сформированному западными странами, то можно упустить изменения, произошедшие в ней. Этот чемпионат мира дает нам шанс увидеть нынешнюю Россию и попробовать ее на вкус», — пишет японское издание и признает, что в последние годы Россия стала очень европейской страной.
Сами европейцы меж тем уже начинают задумываться, кто им преподнес такой лживый негативный образ России.
«Мы считаем США более европейской страной, чем Россия, и мало кто удивляется, что люди предпочитают съездить в США, несмотря на то, что Трампа тоже нельзя назвать образцом для подражания. Особенно странно это выглядит, учитывая, что Санкт-Петербург находится от нас менее чем в часе пути на самолете, тогда как, например, до Лос-Анджелеса добираться надо 11 часов. Россия кажется близкой, когда она нам угрожает, но во всем остальном она как будто очень далеко. Возможно, в этом как раз виноват именно Лос-Анджелес, или, точнее, Голливуд. Образ русских в поп-культуре не вызывает симпатии, возможно, это было частью американской пропаганды, которая велась как минимум со времен холодной войны. А может, это 1917 год перевернул карту с ног на голову и сделал США соседом, а Россию — чужаком»? — рассуждает шведская обозревательница Эмма Сенстрём.
Мифология «путинского Мордора» рушится, и одновременно с этим приходит понимание того, что эта мифология системно конструировалась самое меньшее десятилетиями ради холодной войны с Советским союзом, а затем «сдерживания» России.
Неудивительно, что больше всех в призывах бойкотировать чемпионат мира и забрать его у России усердствовали как раз те страны, которые наиболее привержены концепции «сдерживания». Соединенные Штаты, Великобритания и восточноевропейский «санитарный кордон»: Румыния, Украина и страны Прибалтики.
Весной о бойкоте мундиаля заявил теперь уже бывший министр иностранных дел Соединенного Королевства Борис Джонсон. Призыв Лондона поддержали власти Исландии, Польши, Литвы.
Глава литовского МИД Линас Линкявичюс назвал чемпионат мира по футболу в России «глупой и опасной идеей». «В этой стране все крутится вокруг политики, — заявил Линкявичюс, — поставить спорт и культуру в центр внимания всегда хорошо для пропаганды».
Глухое раздражение, которое вызывает чемпионат у Литвы и других Прибалтийских республик, неудивительно.
Триумф российского мундиаля рушит в том числе прибалтийскую мифологию «немытой России», за счет которой самоутверждались Литва, Латвия и Эстония и которую они продавали на Западе в качестве «экспертов по России».
Страны Балтии с советских времен, когда их избаловали превращением в «витрину социализма», привыкли считать, что на всем постсоветском пространстве Европа — это только они. Чистая, уютная, цивилизованная, состоятельная Европа.
А «нищая рашка» вот-вот загнется от водки под забором и вообще, как выразился патриарх литовской государственности Витаутас Ландсбергис, «вся в г…не».
От смутного понимания того, что реальная Россия — совсем не та, какой они ее показывают западным союзникам и собственным избирателям, прибалтийские политики на грани нервного срыва требовали «наказать» Кремль и отобрать у него чемпионат. Их опасения оказались не напрасны: чемпионат мира показал союзникам, что эксперты по России из стран Балтии никакие, электорату — что «история успеха» Литвы, Латвии и Эстонии на фоне России не стоит ломаного гроша.
Значение чемпионата мира для России и стран Прибалтики находится в обратно пропорциональной зависимости: чем больше триумф России, тем больше поражение Прибалтики.
И хуже всего для прибалтийских «элит» то, что защитить их мифологию «загибающейся от водки под забором рашки» нет никакой возможности. Реальную Россию целый месяц показывают своим странам и всему миру тысячи журналистов и сотни тысяч болельщиков. Всех их невозможно назвать «российскими троллями» и купленными Путиным «агентами Кремля».
Сотни тысяч людей видят не только Москву, но и десятки других городов. Они объезжают российскую глубинку, снимают жилье в спальных районах, ездят в маршрутках и пригородных поездах. После тысяч восторженных записей в соцсетях о Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде и Калининграде невозможно объяснить союзникам по НАТО, что все хорошее, что они видят в России, называется pokazukha и на самом деле это «потемкинские деревни», которые построила Кей-Джи-Би.
Так что успех России — это провал Прибалтики.
Не простых литовцев, латышей и эстонцев, которые смотрят чемпионат и даже болеют за российскую сборную, а людей, которые сделали отрицание соседней страны своей жизнью, религией и профессией.
Этим людям осталось только ждать, когда кошмар мундиаля закончится, о произведенном Россией на мир впечатлении чуть-чуть подзабудут и можно будет снова выставлять себя экспертами по ней и рассказывать про «путинский Мордор».