Политика

НАТО — 70 лет на страже интересов США

Приближается знаменательный день – 4 апреля 1949 года был подписан Североатлантический договор. Таким образом, через пару недель НАТО будет праздновать 70-летие.

Впрочем, торжества можно отложить и до 24 августа — именно в этот день в том же 1949 году договор был ратифицирован всеми двенадцатью первоначальными участниками и вступил в силу.

В 90-е годы, после распада СССР, представители Запада убеждали наивных и доверчивых постсоветских политиков в том, что НАТО — строго оборонительная организация. До клинтоновской агрессии против Югославии большинство им верило, потом перестало. Был, однако, более надёжный способ не только удостовериться в агрессивном характере блока, но и выяснить, против кого он направлен. Этот способ в 1954 году испробовал СССР, обратившийся с просьбой принять его в НАТО.

И получил отказ.

Если ваши бывшие союзники создают военный альянс с вашими бывшими противниками (в 1955 году в НАТО вошла ФРГ) и наотрез отказываются принять вас в эту «оборонительную» структуру, значит, «обороняться» они собираются именно от вас, причём так, чтобы от ваших городов камня на камне не оставить. СССР всё понял и в том же 1955 году создал Организацию Варшавского договора (ОВД).

С вступлением ФРГ в НАТО исчез своеобразный буфер, отделявший (вместе с нейтральной Австрией) государства блока от советской сферы влияния в Восточной Европе. Войска НАТО вышли на границы ГДР и Чехословакии. Создание ОВД позволило СССР выдвинуть ударные группировки на тысячи километров от своих границ и держать их там на постоянной основе.

В случае войны СССР планировал быстро занять всю Западную Европу и не позволить США высадить на континенте значительные контингенты своих войск. Таким образом СССР планировал свести войну вничью (победить США, в разы уступая им на море и в воздухе было невозможно).

США, однако, вовсе не планировали воевать. НАТО создавалось для того, чтобы столкнуть лбами в ядерной войне СССР и страны Западной Европы. Они должны были уничтожить или критически обессилить друг друга в Третьей мировой войне, и только после этого на сцену должен был выйти Вашингтон и, в своём традиционном стиле, собрать все бонусы и пожать все лавры.

Два фактора помешали реализации этого амбициозного плана.

Во-первых, народы западноевропейских стран очень не хотели умирать из-за американских амбиций. И послевоенные элиты, ещё не забывшие в угаре глобализма, что такое национальные интересы и суверенная внешняя политика, в целом разделяли подход своих народов. Поэтому, в целом поддерживая американские провокации против СССР, западноевропейцы бдительно следили, чтобы не перейти красную черту.

Во-вторых, СССР уже в начале 60-х обзавёлся межконтинентальными ракетами, гарантированно доносившими ядерные боезаряды до территории США. Американцы переоценили количество ракет, поставленных СССР на боевое дежурство и запаниковали. Начались поиски путей к разрядке и контролю над вооружениями, результатом которых стала целая серия прорывных соглашений, заключённых США с брежневским СССР.

Второй раз США попытались использовать НАТО как площадку для агрессии против СССР, оставляющей в безопасности американскую территорию, когда рейгановская администрация разместила в Европе ракеты средней дальности. Одновременно США блефовали в вопросе о развёртывании Стратегической оборонной инициативы (СОИ), которая якобы готова была прикрыть территорию США от ответного удара.

Поскольку, однако, реально защититься от советских межконтинентальных ракет и баллистических ракет подводных лодок США не могли, всё закончилось заключением Договора о РСМД (из которого недавно Вашингтон вышел).

После распада СССР и ликвидации ОВД США стали представлять НАТО исключительно оборонительной и чуть ли не гуманитарной организацией, что не мешало последовательно расширять ряды блока (на днях исполнилось 20 лет, как членами НАТО стали Венгрия, Польша и Чехия). Затем в состав альянса вошли все бывшие члены ОВД, а также три бывшие республики СССР (Литва, Латвия и Эстония).

В 90-х и нулевых Россия дважды протестировала легенду об изменившемся характере НАТО — тем же способом, которым тестировал цели блока в 1954 году СССР. Москва прозондировала почву относительно своего присоединения к НАТО и дважды получила недвусмысленный отказ.

Более того, принятием бывших членов ОВД и прибалтийских государств блок НАТО вновь размыл возникшую между ним и Россией буферную зону. НАТО вышла на границы России и европейские границы СНГ.

Надо заметить, что европейцы всё меньше верят в спасительную роль НАТО, чем вызван их фактический отказ финансировать как натовские программы, так и свои собственные армии, деградирующие высокими темпами.

Тем не менее, цели США не изменились. Они пытались втравить Россию в военный конфликт с европейскими членами НАТО в ходе пятидневной войны августа 2008 года в Грузии. Они пытались использовать для инициирования такого конфликта государственные переворот 2014 года на Украине. США пытались спровоцировать военное столкновение России и члена НАТО Турции в Сирии.

Все эти попытки провалились, но это не значит, что США опустили руки. Пользуясь пещерной русофобией прибалтийских правительств, американцы подталкивают их к обострению отношений с Россией. Они не оставили надежды столкнуть хотя бы некоторых из своих европейских союзников с Россией на Украине.

Они вновь заговорили о размещении ракет средней дальности в Европе, развернули в Польше, Румынии и Чехии свою систему ПРО, которая в считанные часы может быть переоборудована под пусковые установки крылатых ракет «Томагавк».

Всё это звенья одной цепи: попытка организовать конфликт России и ЕС, который ослабит двух этих конкурентов США. Если же Россия и ЕС потеряют способность проводить самостоятельную политику, то китайский проект Нового Великого шёлкового пути не будет реализован. Значит, сохранится тотальная зависимость Китая от американского рынка, а следовательно, Пекин не сможет избежать и политической зависимости от США. Вашингтон же восстановит и надолго сохранит свою глобальную гегемонию.

Собственно, НАТО и является инструментом обеспечения этой глобальной гегемонии. США не собираются защищать Европу. Статья пять Североатлантического договора, обязывающая все страны НАТО прийти а помощь члену блока, подвергшемуся нападению, нивелируется тем, что страны НАТО не вступают в войну автоматически. Каждое государство само решает, в соответствии с национальными процедурами, когда и какую помощь оказать партнёру. Можно послать ящик сгущёнки — тоже поддержка.

Европа нужна США, чтобы пожертвовать ею для ослабления России. НАТО же должно убедить недоверчивых европейцев, что американцы их не бросят наедине с Москвой, и подтолкнуть их на более смелые провокации.

Пока не получается, но Вашингтон будет пытаться вновь и вновь.

Ростислав Ищенко
Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть