Россия вынесла Украину за таможенную границу
1 января 2016 заработал указ президента России Владимира Путина, приостанавливающий действие договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ в отношении Украины. Одновременно вступил в силу и пакет других экономических мер, применяемых к этой стране, а именно — ограничение импорта ряда украинских товаров.
Еще в августе 2015 года российское правительство постановлением, расширило список стран, в отношении которых действует запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. К США, государствам Евросоюза, Канаде, Австралии и Норвегии добавились Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн, а также Украина, на которую эти антисанкционные меры распространялись на особых условиях.
«Особость» состояла в том, что если для четырех других государств запрет вступил в силу немедленно, то для Украины он имел так называемое «отложенное действие». Сроки запуска продуктового эмбарго для нее были увязаны со сроками введения Россией таможенных пошлин для украинских товаров. Однако в любом случае ограничения должны были начать действовать не позднее 1 января 2016-го. В итоге обе даты совпали.
Россия не почувствует, Украина столкнется с проблемами
С Нового года в Россию больше не попадут украинские сыры, мясо, молоко, фрукты, овощи и орехи. Впрочем, объемы закупок этих товаров на Украине настолько сократились за последнее время, что российские потребители это вряд ли заметят, утверждают в Министерстве экономического развития.
По данным ведомства, только с начала этого года общий объем поставок с Украины сократился более чем вдвое, и теперь в общем объеме российского импорта составляет всего около 3%.
«Украинский импорт крайне невелик сейчас. За последние два года он сократился в 11 раз. В 2013-м году он был действительно большой. В этом году величина продовольственного импорта из Украины вряд ли существенно превысит $200 млн — макроэкономически это не значимая величина. Она сравнительно легко восполняется диверсификацией поставок из третьих стран и также реализацией тех проектов импортозамещения, которые сейчас активно реализуются в сельском хозяйстве», — заявил, комментируя введение продэмбарго в отношении Украины, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Прежде всего, введение продэмбарго отразится на объемах товарооборота России с Украиной, который в последнее и без того имеет тенденцию к сокращению, отмечает заведующая отделом экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.
«Взаимная торговля с Украиной по сравнению с 2013 годом сократилась на 60%. С введением эмбарго темпы ее сокращения усилятся. При этом фактическая доля продукции сельского хозяйства и продовольствия уже существенно снизилась. Поэтому предполагать, что будет какой-то заметный провал в объемах товарооборота только из-за попавших под эмбарго продуктов, вряд ли правомерно, хотя свою лепту в общую тенденцию сокращения это, конечно, внесет», — говорит она.
По мнению экономиста, Россия практически не ощутит на себе последствия отказа от закупок украинского продовольствия.
«Большинство продуктов, попавших под запрет, у нас достаточно свободно и легко заменяются. Сегодня Россия хорошо подготовлена и приспособилась к замещению этой украинской продукции, поиск замещающих производителей практически завершен», — отмечает Аза Мигранян.
В то же время, российский запрет на импорт ряда украинских продуктов приведет к дальнейшей деградации украинской экономики, и прежде всего это коснется мощностей по переработке сельхозпродукции, утверждает она.
«С 1 января вступает в силу не только российское продэмбарго, но и начнут действовать стандарты, технические регламенты, регулирующие качество, сертификацию, степень экологичности украинских продуктов по европейским нормам. К ним Украина не готова. Число предприятий, прошедших сертификацию, пока очень невелико. Такой переход требует достаточно серьезных изменений в структуре производства, совершенствования технологий — в целом большой модернизации украинских производственных мощностей, износ которых достаточно высок», — говорит эксперт.
В конечном итоге Украине потребуются значительные дополнительные инвестиции, что при нынешнем дефиците финансовых ресурсов становится серьезной проблемой для страны, полагает аналитик. В результате украинская аграрная отрасль может перейти на однотипную продукцию и будет поставлять в страны Евросоюза в основном сырье — семена подсолнечника, рапс, кукурузу — то есть те виды товаров, которые в Европе ждут от Украины, но которые не очень свойственны традиционному украинскому сельскому хозяйству. А собственную продукцию с высокой степенью переработки, со значительной добавленной стоимостью Украине пока трудно рассматривать в качестве экспорта.
Россия до последнего пыталась договориться с ЕС и Украиной
На своем брифинге 1 декабря Алексей Улюкаев призвал не ставить на одну доску введение продэмбарго и ограничение действия договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины — по его словам, «это два совершенно разных правовых сегмента».
«Продовольственное эмбарго не имеет никакого отношения к санкциям против Российской Федерации, к которым Украина присоединилась в августе этого года, и оно не имеет отношения к тому, как мы работаем в области соглашения об имплементации зоны свободной торговли», — сказал тогда министр.
Иными словами, если продэмбарго к Украине применялось безоговорочно, и вся относительная неопределенность касалась только сроков его введения, то приостановка таможенных преференций для этой страны до середины декабря находилась под вопросом.
В течение нескольких месяцев Россия вела переговоры с ЕС и Украиной — состоялся целый ряд встреч на уровне министров, непрерывно работали эксперты. Целью была разработка трехстороннего документа, который предоставил бы России определенные гарантии предотвращения возможного ущерба от имплементации соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом.
Озабоченность России состоит в том, что Украина, входящая в зону свободной торговли СНГ, открывает свои границы для европейских товаров. И практически нет гарантий, что эти товары могут пойти в Россию как украинские — то есть, практические без обложения таможенными пошлинами и акцизами. Что нанесет ущерб российской экономике.
«Мы рассмотрели несколько вариантов возможного соглашения. С нашей точки зрения, то, что было подготовлено коллегами из ЕС, неприемлемо. Прежде всего, по той причине, что такой документ не носит юридически обязывающего характера, это заявление о готовности сторон находить развязки проблем по мере того, как будет выявляться реальный ущерб. Мы говорим, что поздно решать проблему, когда ущерб уже появился, надо создать ситуацию, которая не позволит появляться этому ущербу. И поэтому мы говорим о том, что должна быть сформулирована юридически обязывающая конструкция, где каждая страна имела бы свои обязательства», — объяснил министр.
Договориться так и не удалось
«Подразумевается, что отныне Украина не будет выполнять свои обязательства как участник зоны свободной торговли в СНГ. Поэтому Россия переходит на принципы торговли с ней, как со страной дальнего зарубежья. Конкретно — на режим таможенных ставок наибольшего благоприятствования (РНБ), который применяется при торговле с государствами Евросоюза, США, Австралией и многими другими странами. Это — ставки, зафиксированные при присоединении к Всемирной торговой организации», — поясняет профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Режим зоны свободной торговли подразумевает практические нулевые ставки на большинство видов товаров, тогда как ставки режима РНБ в среднем находятся в диапазоне 6-8%.
«Российское правительство, возможно, выражает обоснованные опасения. Однако это всего лишь опасения. В мире немало примеров, когда те или иные страны состоят сразу в двух или нескольких зонах свободной торговли, не нарушая правил функционирования ни одной из них. Скажем, в североамериканской NAFTA состоят США, Канада и Мексика. При этом и у Соединенных Штатов есть отдельные соглашения по зонам свободной торговли с другими странами, и у Канады есть свои такие же соглашения. Подобные примеры есть и в Африке, и на других континентах», — говорит Портанский.
По мнению аналитика, тот факт, что Россия принимает превентивные шаги в целях предупреждения гипотетического ущерба, может свидетельствовать о том, что «отключение» Украины от зоны свободной торговли СНГ носит, кроме прочего, и политический характер — как рычаг дополнительного воздействия на Киев.
Как пояснила Аза Мигранян, перевод Украины в режим ставок РНБ для российских потребителей выразится, прежде всего, в повышении цен на украинские товары — те, которые не попали под действие продовольственного эмбарго.