О Польше: Живут грязненько, а слухи о реформах сильно преувеличены
Курица не птица – Болгария не заграница. Так говорили в Советском Союзе, когда хотели кратко рассказать о Болгарии. Сегодня так же можно сказать о Польше.
Слухи об успешных реформах в Польше немного преувеличены. Нет, конечно, это не Украина, но и не Россия. Объясню.
100 миллиардов евро, которые им подарил Европейский Союз, они освоили с толком. Т.е. они сделали примерно то, что сделала «преступная власть» Януковича, только не за деньги ЕС и даже не за кредиты, а просто за те деньги, которые эта «преступная власть» зарабатывала. Поляки, построили дороги, развязки, вокзалы. Сделали это красиво, а иногда даже не понятно зачем. В некоторых воеводствах, например, построили аэропорты, вот только самолеты туда не летают. Людям не выгодно. Люди предпочитают в эти воеводства добираться на поезде или на машине. Но аэропорты работают. То есть работники аэропорта ходят туда на работу. Это смешно и можно снимать фильмы про приведения в аэропорту.
Я проехал по Польше четыреста километров и забрался в городок Быдгощ. Это была интересная дорога. Поезд грязный и душный. Обычное купе, в котором сделаны восемь посадочных мест. С вентиляцией плохо. Восемь человек, сидящих тесно друг напротив друга, четыре напротив четверых, упираясь коленками друг в друга, очень быстро перерабатывают кислород в углекислый газ и наполняют купе сладковатым запахом подмышек.
В туалете есть мыло. Есть обычное и жидкое. Нет воды.
Стюард разносит на выбор кофе и чай. Я заказал кофе. Заплатил два доллара за грязную смесь в бумажном стаканчике, и допить не смог.
За окном польские села. Это не села в нашем понимании. Живут они хуторами. Грязненько, надо сказать, живут. То, что я видел, ничем не отличается от украинской или российской глубинки. Мало отштукатуренных домов, все больше силикатный кирпич. Встречаются дома, где крыша покрыта просто рубероидом.
Ж/д станции так же грязны и многие развалены, как и у нас. Не хватило денег ЕС на все станции.
И вот чем современная Польша отличается от России. Поляки не строят. Они уже все построили, что смогли, потратив деньги ЕС, и больше строительства не видно. Я имею ввиду не видно так, как это видно в России. Так, что это везде бросается в глаза. Россия строится кругом. Автобаны тянут по всей территории страны. Гонят ветки новых газопроводов. Строят новые заводы. Мощное строительство идет даже в районах Крайнего Севера. Москва, Питер, Тула, Екатеринбург, Архангельск, Петропавловск – везде дороги, заводы, жилищное строительство.
В Польше – тишина. Да и вообще, Варшава очень мне напомнила игрушечный город. Людей мало. Как по мне, так их почти и не видно. Где они все? Может работают? Машин мало. Даже в час пик на светофоре собирается три четыре машины в очередь. У них нет часа пик. И тишина.
Люди поляки очень интересные. Гоноровые. Все время важно складывают губы и поднимают вверх подбородок. Некоторые, при этом, еще поднимают вверх указательный палец. Много рассказывают о том, что их деды и прадеды были панами и сколько холопов у них работало. Холопы – это, конечно, в основном наши соотечественники с Западной Украины.
Меня несколько раз здесь спросили: «А почему галичане нас не любят? Мы ведь им работу даем. Вон ведь, сколько их у нас работает. Кто селедкам головы отрезает, кто улицы убирает, кто нам дачи строит. Мы ведь со всей душой, а они нас ненавидят. Отчего?».
Интересные они люди – поляки.
Но есть в Польше несомненные плюсы.
Поляки – это гомогенная нация. Здесь кругом одни только поляки. Никогда, кстати, не видел столько поляков вместе. Их гомогенность и системная религиозность – это то, чего нет в Украине. Увы, но в Украине живет как минимум два украинских народа. Один маленький и злобный. Тот, который оправдывает массовые убийства и терроризм. И другой большой украинский народ, народ Сковороды и Гоголя, но слишком добрый, народ, который проигрывает маленькому и злобному украинскому народу. И церковь у нас разная и язык и история.
У поляков этого нет. В этом им больше повезло, чем нам. Хотя, конечно, история их не менее сложная, чем наша. Часто их делили. Но сами они никогда не делились. У них нет «эталонной» нации. Они и вправду едины.