Оболганное прошлое: война и Победа в националистическом мареве
Переписывание истории украинскими националистами за последние два года приобрело такие масштабы, что пробиться к подлинным смыслам празднования великой Победы в Великой Отечественной войне живущим на Украине правнукам тех солдат, которые прошли славный боевой путь и самоотверженно сражались с нацизмом, будет крайне непросто, если вообще возможно.
Процесс декоммунизации, запущенный на Украине, коснулся всех аспектов прошлого, но наиболее радикальному пересмотру подверглись события, связанные именно с трактовкой Победы. В прошлом году Институт национальной памяти Украины издал методические пособия, где даются прямые рекомендации о том, как оценивать те или иные эпизоды войны и тех ее участников, которых еще совсем недавно принято было считать коллаборационистами и пособниками нацистов — бойцов Украинской повстанческой армии и членов Организации украинских националистов.
В этом году 9 мая последний раз будет праздничным и выходным днем, поскольку депутаты Верховной Рады не успели принять новый закон о государственных праздниках. Однако сомневаться в том, что он будет принят позже не приходится, следовательно, со следующего года основной акцент в праздновании будет перенесен, как и в Европе, на 8 мая, а 9-е останется праздничной датой, но потеряет статус выходного дня. Называться праздник в соответствии с законом будет «днем победы во Второй мировой войне», то есть у самого слова «Победа» отнимут заглавную букву, тем самым понизив его значимость, а из официального наименования исчезнет упоминание о Великой Отечественной.
Уничтожение национальной памяти — дело непростое и потому власть через соответствующие структуры определяет жесткие границы трактовки героического прошлого украинцев, воевавших с нацистами. Во-первых, отдельным эпизодом войны будет считаться борьба украинских националистов с Красной армией с 1939 года по 1952. Этому посвящена открытая в Киеве выставка, подготовленная Институтом национальной памяти. Организации, сотрудничавшие с нацистами, представлены в ней как участники антинацистского европейского сопротивления, весьма, кстати, немногочисленного и действовавшего на территории таких стран, как Франция и Чехословакия. Прославившиеся своими зверствами во время погромов и Волынской резни националисты и участники АТО в Донбассе чествуются теперь наряду с ветеранами Великой Отечественной, одолевшими гитлеровскую Германию. Интересный факт — в боях минувшей войны принимало участие 6 миллионов украинцев и 100 тысяч членов националистических организаций. Кто-то подметил, что таким образом на одного внука пособников фашистов приходится 60 внуков ветеранов.
Другой аспект, весьма болезненный для миллионов украинцев, продолжающих верить в то, что их деды, воюя и отдавая свои жизни, выполняли великий и священный долг — это навязываемое представление о Великой Отечественной, как о чужой войне, во время которой отстаивались не украинские интересы — а глубоко чуждые Украине интересы коммунистического режима, который законом о декоммунизации уравнен в статусе с нацистским. Собственно, все перечисленное идет в комплексе с другими мерами, призванными вписать в список национальных героев тех, кого в советские времена считали ближайшими сподвижниками нацистов, помогавшими гитлеровской Германии устанавливать и поддерживать свою власть на оккупированных территориях Украины и Белоруссии. Еще 4-го апреля был принят за основу закон «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно которому дожившие до наших дней бойцы ОУН-УПУ получат надбавку к пенсиям. Им, а так же участникам АТО, теперь положены единовременные праздничные выплаты, на которые раньше могли претендовать только ветераны ВОВ.
Особая статья — атрибуты празднования. На красное боевое знамя как на символ Победы отныне наложен запрет, георгиевская лента не запрещена официально, но ее ношение вызывает у сегодняшних продолжателей дела Степана Бандеры приступы неконтролируемого бешенства, соответственно тот, кто неосмотрительно украсил ею свою одежду может очень легко оказаться жертвой беспощадной расправы. Еще с прошлого года символом государственным символом стало стилизованное изображение красного мака. Этот образ был заимствован у Британии, в которой цветок символизирует не только Победу над фашисткой Германией, но и является знаком памяти о жертвах, понесенных королевством во время Первой Мировой войны.
Пересмотр смысла Победы идет и еще по одной линии. В Киеве в конце апреля было возбуждено уголовное дело против ветерана войны, бывшего офицера МГБ Бориса Стекляра, руководившего операцией по поимке и ликвидации подпольного члена Волынского краевого провода (подразделения) ОУН Нила Хасевича. Этот прецедент вообще создает прекрасную основу для того, чтобы уже в недалеком будущем объявить всех воевавших в рядах Красной армии украинцев приспешниками преступного коммунистического режима. Пока до этого все же не дошло, но сама логика развития событий подсказывает именно такое направление развития представления о событиях Великой Отечественной.
Омерзительная каша, в которой фактически оказались уравнены в правах представители противоборствующих сторон, подается под соусом примирения и прощения. То есть те, кто воевал с нацистами, должны, видимо примириться с теми, с кем они вели борьбу и простить их. Или даже наоборот: члены националистических организаций могут теперь по желанию прощать советских ветеранов. Но могут и не прощать, как в случае с Борисом Скляром.
Празднование Победы на Украине оказалось не просто выхолощено, по сути дела оно благодаря лживым и преступным интерпретациям, мифам об антинацистской деятельности националистических организациях, которые на самом деле были верными, беспрекословными сторонниками гитлеровцев, исполнявшими всю грязную работу, явилось торжеством, триумфом именно коллаборационистов, украинского национализма, покрывшего себя несмываемым позором. Именно нацизм в его украинской версии является истинным выгодополучателем во всей этой дикой истории, когда подлинными победителями объявили тех, кого на самом деле победили те украинцы, которые в 1941-45 гг. вынесли на своих плечах все тяготы сражений и военного быта.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать одну простую вещь: новая версия событий минувшей войны едва ли пользуется широкой популярностью. Она навязывается достаточно узким кругом людей, у которых сегодня в руках оказались средства государственного принуждения. Восприятие праздника Победы значительной частью жителей страны, если не большинством, остается неизменным, однако они лишены возможности отмечать эту дату так, как они привыкли, как диктуют им память и совесть. Они не готовы чествовать националистов из ОУН-УПА и «героев» АТО наряду с советскими ветеранами, но власть от их имени делает именно это. Сложно сказать, сколько еще продлится эта свистопляска, в которой всё поменялось местами, но то, что нацизм не может одержать окончательную победу, убедительно доказали наши предки, вынудившие с оружием в руках капитулировать фашистскую Германию 9-го мая 1945 года.