Москва и Киев обменялись гражданами Украины
Важное политическое решение и акт гуманизма: Владимир Путин своим указом помиловал украинских граждан Солошенко и Афанасьева, отбывавших наказание в России. Оба самолетом отправлены в Киев. 14 июня в Москву прибыли освобожденные политзаключённые — журналисты Елена Глищинская и Виталий Диденко. Они также граждане Украины, но благодарили за то, что Россия вмешалась в их судьбу и вызволила их из застенков киевских узурпаторов власти.
14 июня, ровно в 16 часов 40 минут в столичном аэропорту Внуково приземляется самолет Ан-148 специального авиаотряда «Россия». Это тот самый борт, который ранее вывозил из Киева в Москву россиян Александрова и Ерофеева.
На его борту снова люди, которых Украина согласилась передать. Их имена и фамилии даже в этот момент еще держат в тайне. До тех пор, пока особые пассажиры не вышли из самолета и не ступили на землю, операция по передаче официально еще не закончена.
Только когда они появляются на ступеньках трапа, становится ясно — Украина выдала России Виталия Диденко и Елену Глищинскую. На руках у нее — полуторамесячный Никита. Он родился уже в одесском следственном изоляторе, и у малыша тяжелая болезнь сердца.
— Как ребенок себя чувствует?
— Полет перенес нормально, — отмечает мать.
Одесских журналистов и активистов общественного движения «Народная рада Бессарабии», которое вообще-то выступало в защиту национальных меньшинств и за расширение полномочий региона, киевские путчисты обвинили в сепаратизме и госизмене. Виталия осудили на три года тюрьмы. Доказать вину Елены, что провела в СИЗО 13 месяцев, по сфабрикованному делу СБУ так и не смогла. Но при этом Службы безопасности Украины продолжала давить и выбивать признания вины.
— Оказывать давление легко, когда дома еще двое детей и старые родители, — поясняет во Внукове Елена Глищинская. — При этом она подчеркивает, что на Украине теперь любое инакомыслие — это госпреступление и госизмена.
— Держали их в нечеловеческих условиях, — добавляет Виталий Диденко. — Там нарушаются права человека: там тесно, душно, можно подхватить много заболеваний.
Это освобождение граждан Украины из украинских же застенков — результат тяжелейших политических переговоров, где не последнюю роль сыграл Виктор Медведчук. Переговорщик и лидер движения «Украинский выбор» уже не в первый раз становится посредником между Москвой и Киевом.
Еще накануне вечером прилетевшие в Россию одесские активисты не знали, для чего их везут из СИЗО.
В тот самый момент, когда российский самолет с одесситами вылетал из украинской столицы, из Внукова курс на Киев брал Ан украинского минобороны.
Москва согласилась передать Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева. Они освобождены от отбывания наказания в России.
Солошенко осужден на 6 лет за попытку купить и вывезти на Украину секретные комплектующие к зенитно-ракетному комплексу С-300. Вину он, кстати, полностью признал. Афанасьев в составе группы подрывников Олега Сенцова планировал теракты в Симферополе — взрыв памятника Ленину у железнодорожного вокзала, где всегда многолюдно, и у Вечного огня. Его подельников брали с поличным, когда они забирали из тайника самодельные взрывные устройства.
Но украинские террористы на родине — герои. Вечером — торжественный прием у президента Украины Петра Порошенко. В Киеве их называют политзаключенными Кремля. А вот тех, кто у себя арестован действительно по политическим статьям, — предателями и изменниками.
— В одесском СИЗО по разным подобным статьям содержится порядка 60 человек, — отметил Виталий Диденко. – А по всей Украине – даже сложно сказать: от 500 до тысячи человек.
Виталий Диденко и Елена Глищинская расскажут с кем сидели. Тогда и прояснится судьба многих пропавших без вести.
Сейчас, уже находясь в России, они очень боятся, что преследовать могут друзей и родственников. Многие из них остаются в Одессе.