Кого быстрее убьёт медреформа: Украину или Порошенко
На Украине проходят многотысячные акции протеста медиков, организованные профсоюзом работников здравоохранения при поддержке видных деятелей украинской медицины.
«Медработники доведены, они исчерпали все возможности по решению проблем в рамках социального диалога», — заявила сегодня депутат майдаун Ольга Богомолец. По ее словам, задолженность по зарплате перед украинскими врачами постоянно растет.
Согласно официальным данным Минздрава, по состоянию на середину сентября общая задолженность по заработной плате составила 81,7 млрд грн и выросла за последнее время почти в 30 раз. Что, в общем-то, само по себе показывает полный провал исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун (по кличке Доктор Смерть), которая пока что демонстрировала стране успехи только в пиаре главаря украинских фашистов Бандеры в Twitter.
Однако, это только одна из претензий, которая озвучивается сейчас в ее адрес. С появлением в Минздраве команды Супрун стали срываться планы по госзакупкам лекарств — начиная с 2016 года, они идут в Украине с большим опозданием, что угрожает здоровью и жизни миллионов людей.
Например, на сегодня в больницы поставляются лекарства, купленные за средства, выделенные еще в минувшем году. Сама и.о. министра объясняет эту странность тем, что выделенные государством средства проходят через некие международные организации — якобы, для того, чтобы сэкономить на этом бюджетные средства. Однако, критики Ульяны Супрун видят в этом коррупционную составляющую, намекая на то, что закупки осуществляются непрозрачно, и приводят к катастрофическим задержкам и срывам.
Так, благодаря нехватке вакцин Украина продолжает демонстрировать один из самых низких показателей вакцинации населения в мире. Центр стратегических и международных исследований США назвали ситуацию по обеспечению населения профилактическими прививками на Украине крайне тяжёлой. Это подтверждают и российские аналитики.
«При необходимом охвате вакцинации не менее 95%, рекомендуемом Всемирной организацией здравоохранения в отношении актуальных детских инфекций, на Украине только 30% детей получили полный курс иммунизации против кори, 10% — против гепатита В, 3% — против дифтерии, коклюша и столбняка.
На сегодняшний день это одни из самых низких показателей вакцинации населения в мире», — говорится об этом в сообщении Роспотребнадзора. Где не преминули напомнить о том, что Ульяна Супрун потребовала объявить войну российским медикаментам — из чисто политических соображений, которые не имеют ничего общего с кодексом Гиппократа.
Гражданка США руководит мором граждан Украины. На фото Ульяна Супрун.
При этом, малодоступные лекарства еще и дорожают. С начала сентября из-за роста курса валют в стране поднялась стоимость медикаментов, которые продолжают расти в цене едва ли не в еженедельном режиме.
«Мы привязаны к евро. Он за полтора месяца существенно вырос. В Украину привозят много препаратов из-за границы. Если препарат стоит 30 евро, то его нужно умножить на 30,4 — вот вам и стоимость препарата — 1000 гривен. Буквально еще два месяца назад препараты стоили на 150–200 гривен дешевле.
Это говорит о том, что люди на сегодняшний день становятся заложниками, а медикаменты продолжают дорожать. В сентябре — октябре из-за роста курса валют лекарства подорожают на 10–15%», — заявила президент Фонда помощи онкобольным детям, кандидат медицинских наук Валентина Маркевич.
Критики проекта медицинской реформы говорят о том, что она грозит украинской медицине параличом, инфарктом и всем прочим букетом смертельных болячек. Не секрет, что представители медицинского сообщества Украины в основной массе являются активными противниками «революционных» мер, которые пытается навязать Украине Супрун.
Большинство авторитетных специалистов резко критикуют деятельность бывшей гражданки США, которая пытается пересадить на украинскую почву полный набор недостатков систему американского здравоохранения, свято веруя в то, что даже ущербная американская система всяко лучше любой украинской.
Всемирно известный кардиохирург, директор Института сердца Борис Тодуров публично заявил о том, что с момента назначения Супрун в работе Минздрава доминирует «некомпетентность, преступная безответственность, авантюризм и политика бюджетной экономии», которая может стоить жизни множеству украинцев.
А руководитель Киевского городского Отдельного подразделения Национальной медицинской палаты Украины иммунолог Сергей Кравченко считает, что деятельность исполняющей обязанности министра грозит Украине «полным уничтожением национального здравоохранения».
Что американцу хорошо, для украинца — смерть
Чем вызваны такие критические прогнозы специалистов? Одним из ключевых догматов реформы является ликвидация региональных больничных клиник, которой добивается МВФ — в рамках борьбы за бюджетную экономию за счет человеческих жизней. Их функции должны взять на себя «семейные врачи», с которыми нужно будет заключать прямые договора. Подразумевается, что именно они должны будут осуществлять осмотр, а также первоначальное лечение больных.
По факту, это приведет к тому, что малокомпетентные специалисты — которых, вдобавок, еще нужно набрать и обучить — должны будут в домашних условиях осматривать своих пациентов, «на глазок» определяя диагноз больных. А это неизбежно приведет к плачевным и трагическим результатам.
То, что работает в США, не сработает в Украине по одной простой причине — отсутствию денег. Семейные врачи в богатой Америке оснащены по последнему слову техники, статус медбрата там сравним со статусом врача — у них разнятся не знания, а функционал. Не сопоставимы зарплата и мотивация.
В украинских же условиях внедрение новой формы диагностирования и лечения болезней на ранней стадии — притом, что идея неплоха сама по себе — грозит выродиться в колоссальный всплеск заболеваемости и смертности пациентов.
Согласно проекту реформы, государство будет оплачивать только первичную, экстренную и так называемую превентивную помощь, направленную на предупреждение заболевания. Специализированная и высокоспециализированная медицинская помощь должна оплачиваться за счет самих пациентов, а принцип тарификации медуслуг определят постановления Кабмина, который будет экономить на этом по максимуму.
Если реформа будет введена в действие, большая часть медицинских услуг станет платными для всех, кроме «ветеранов АТО» (на фоне сворачивая прав остальных льготников) — что противоречит 49 статье Конституции Украины о праве граждан на бесплатную медпомощь.
К примеру, украинцам нужно будет платить за роды — если они не представляют угрозы для жизни женщины. Гражданам придется оплачивать консультации, лабораторные анализы, обследования, медпрепараты, медикаменты и лечебные процедуры — хотя у людей часто нет средств даже на то, чтобы оплатить коммунальные тарифы.
Медработники среднего звена понимают, что запланированное в рамках реформы сокращение медицинских учреждений лишает их рабочих мест и финансовой поддержки со стороны государства. Недовольны и их пациенты — особенно, жители украинской периферии. Еще в начале года по некоторым регионам страны прокатилась волна массовых протестов, которые были особенно сильны на Винничине, в вотчине премьера Владимира Гройсмана и президента Петра Порошенко, где пытались реализовать пилотный проект реформы.
Многие украинцы постепенно начинают осознавать, что инициатива Супрун оставит без больниц десятки небольших городов с прилегающими к ним селами, а за бесплатные на сегодня услуги придется отдавать последние деньги.
Все это делает и.о. министра токсичной для президента, который понимает, что на сегодня она дает повод для постоянных протестных выступлений, которые наверняка намереваются использовать в своих целях Тимошенко и Саакашвили. Это ставит Банковую и Кабмин в крайне неловкое положение. Они вынуждены оттягивать и «динамить» предложенную Супрун реформу, понимая, что ее реализация грозит стране социальным взрывом.
Но пока не решаются отправить в отставку последнюю представительницу бесславно обанкротившейся когорты «иностранных варягов» — потому что крах распиаренной усилиями НГО и власти реформы обернется серьезнейшим разочарованием в и без того дезориентированном лагере промайдановского электората. И, опять-таки, подтолкнет его радикальную часть к более активной борьбы против Порошенко.
Таким образом, Ульяна Супрун становится для президента классическим чемоданом без ручки. И вопрос стоит так — убьёт ли навязанная стране реформа здравоохранение Украины? Или же ее остановят, ускорив политическую смерть Петра Порошенко.