Чем грозит Украине «большой пинок» ЕСПЧ?
12 октября большое жюри Европейского суда по правам человека десятью голосами против семи вынесло вердикт по делу «Бурмич и другие против Украины», одним махом удовлетворив более 12 тысяч исков украинских льготников, пострадавших от аварии на ЧАЭС, долгие годы требующих у государства выплатить все причитающиеся им социальные пособия. Иски были изъяты из судебной базы ЕСПЧ и направлены в Комитет министров Совета Европы для дальнейших разбирательств с режимом Порошенко.
Тем самым Европейский суд в Страсбурге умыл руки и предоставил исполнительной власти ЕС решать – что делать с «кидалами» из власти циничных бандер.
Поскольку Украина 20 лет назад ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека, то решение ЕСПЧ является обязательным для исполнения и не может быть опротестовано. Украине придётся выплатить своим гражданам огромную сумму с процентами, не предусмотренную дырявым бюджетом.
ЕСПЧ, которому давно надоело работать за украинскую судебную систему, уже длительное время собирал однотипные жалобы украинцев в единое производство, выносил положительное решение и полученными ядрами бомбардировал непрошибаемых представителей исполнительной власти Украины. Ядра бодро отскакивали от украинских чиновников, как от стенки горох. Теперь Европа подтягивает «крупнокалиберную артиллерию», чтобы заставить режим Порошенко преодолеть коллапс с исполнением судебных решений.
Украинские юристы в ужасе от новых перспектив. Чиновники и население пока никак не отреагировали на новую угрозу из Европы – всё внимание захвачено шоу, происходящем под стенами Верховной Зрады.
Чтобы привлечь внимание общественности к новой проблеме, сегодня в Киеве состоялась пресс-конференция с участием украинской омбудсвумен в Верховной Зраде Валерии Лутковской с помощницей.
Своё выступление Лутковская начала на позитиве. Оказывается, Украине есть чем гордиться. Она одной из первых постсоветских республик подписала и ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека и даже чуть ли не первой в Европе приняла специальный закон об обязательности выполнения решений ЕСПЧ.
На этом, собственно, вся гордость и закончилась. Гладко было на бумаге.
Несмотря на пилотную программу «Юрий Иванов против Украины», выданную Неньке Европой ещё в 1999 году в качестве «домашнего задания», за 18 прошедших лет ничего не изменилось – украинская власть, наплевав на принятые и ратифицированные законы, ничего кардинально менять не собиралась, и в ЕСПЧ лавиной хлынули повторные иски из Украины, что люто выбесило европейских судей.
Лутковская видит корень проблемы в недофинансировании или в полном отказе от финансирования и соблюдения государством своих обязательств в отношении льготников. Тот же закон о чернобыльцах в полном объёме не работает – в бюджете нет денег на выплаты компенсаций по решениям суда.
Правда, на всевозможные доплаты чиновникам и нардепам деньги в бюджете почему-то находятся без всяких судов и ЕСПЧ. Или существует некая секретная тумбочка?
Оказывается, для льготников такой тумбочкой должно было стать украинское казначейство, в котором денег куры не клюют. Те громадяне, кому государство или госпредприятие задолжали социальные выплаты, должны были обратиться в казначейство за деньгами. Правда, для этого надо было изменить закон о государственных гарантиях. Лутковская утверждает, что Злочинна Панда в 2012–2013 годах этот закон замылила.
На самом деле, как подсказывает старик Гугель, в 2012 году закон о государственных гарантиях был принят. Пока закон «набрал чинности», пока до чиновников всех уровней дошло его содержимое, случился «Евромайдан», и над громадянами без всяких государственных гарантий раскинулось небо в алмазах «10 тыщ евро зарплаты и 5 тыщ евро пенсии».
Затем над Украиной в очередной раз пролетела птица обломинго, поманив за собой крылом все розовые и голубые мечты о мгновенном проникновении высоких европейских стандартов во все закутки украинской жизни, и закон о государственных гарантиях льготникам вновь должен был выйти на передний план, но почему-то так и не вышел. Порошенко двинулся в Европу, оставив гарантии населению на обломках старого режима.
Лутковская усматривает плохой знак, в том, что ЕСПЧ все жалобы громадян будет перенаправлять в Комитет министров Совета Европы. Разборки с украинской властью будут переведены из юридической плоскости в политическую, поскольку правительство Украины не имеет политической воли для выполнения своих обязательств.
Лутковская не сообщает, каким образом Комитет министров Совета Европы способен повлиять на политическую волю украинской власти, и даже отказывается говорить на эту тему. В данный момент она видит первый этап решения проблемы через консультации с ЕСПЧ и начало внутриукраинского диалога. Дескать, эти способы позволят выработать некие новые правила взаимодействия власти с обществом: какие обязательства перед своими гражданами государство может выполнить, а какие в данный момент нет. Порассуждав в таком ключе, пани омбудсвумен приходит к выводу, что не видит среди действующих политических сил на Украине тех, кто был бы заинтересован в реализации подобной программы.
Здесь трудно что-либо возразить. И до бандеровского путча власть «незалежников» не была замечена в попытках наладить диалог с народом по наиболее важным вопросам, а теперь, когда страна расколота «Евромайданом» и установлен оголтелый режим из шаткой коалиции воров, именуемых матёрым словечком «олигархи», с бандеровцами, говорить о каком-либо внутреннем диалоге и соблюдении прав человека просто нелепо. Да и что может гарантировать своим гражданам обандеренное государство, кроме возможности сдохнуть, о чём свидетельствует новый людоедский закон о медицинских услугах? Доктор Смерть Супрун точит косу и адски хохочет.
В целом, пресс-конференция свелась к тому, что под влиянием Комитета министров Совета Европы украинская власть должна выработать некий механизм исполнения судебных решений не только ЕСПЧ, но и национальных судов. Ни ЕСПЧ, ни европейские министры, не будут принимать меры к соблюдению прав человека на Украине – это прямая обязанность государственных органов.
Лутковская с помощницей выражают уверенность, что с европомощью на Украине каким-то чудом пробудится гражданское общество, которое протрёт глаза, щёлкнет зубами и строго спросит с нерадивых чиновников, заставив систему работать.
Непонятно, правда, откуда обнищавшему в край государству взять денег на все эти выплаты по решениям как национальных судов, так и ЕСПЧ. Порошенко с Гройсманом могут сколько угодно напрягать политическую волю, но кроме печатного станка других способов наполнить казну у них нет.
Европа украинским льготникам денег не занесёт, на Украину не придёт и исполнять судебные решения чиновников не заставит. Суды могут устанавливать какие угодно компенсации и проценты жалобщикам, назначать пени, метать громы и молнии, а украинское болото продолжит и дальше всё принимать и топить в себе.
Эксперты пока что сходятся во мнении, что за неисполнение решений ЕСПЧ Украине в ближайшей перспективе может грозить лишение права голоса и приостановление членства в Совете Европы. В самом худшем случае – исключение из СЕ. Не исключено, что у Порошенко отнимут любимую цацку безвиза и будут урезаны до минимума программы и без того скудной помощи Украине по линии ЕС. То есть, урон будет нанесён внешнеполитическому имиджу государства, который пал так низко, что его трудно испортить гневным кудахтаньем.
Что касается политической поддержки Украины по вопросам Крыма, войны в Донбассе, внезапного раскрытия глаз на творящиеся в стране террор и беззаконие, то тут сложно ожидать от ЕС каких-то серьёзных подвижек. Да и не от ЕС это «прозрение» зависит.
Вопрос в том, насколько окажутся ценными на самом деле все эти имиджевые европейские вытребеньки для режима Порошенко и на какие уступки в результате «консультаций» он согласится пойти.
Чтобы стране что-то сдвинулось с мёртвой точки «надо всю систему менять», как говорил один умный сантехник. А для этого пока что никаких предпосылок нет.