Символика украинской журналистики в Украине: бьют, арестовывают и сажают…
Нет, что ни говори, а евро- и просто интеграция Украины поближе к общечеловеческим ценностям продолжается. Несмотря на то, что Михо Саакашвили бегает по крышам и безнаказанно рвет как государственную границу, так и пуканы патриотов и власти. Как некогда говаривал поэт, растем же мы, гей!
На днях это увидел даже нью-йоркский Комитет защиты журналистов (CPJ), который якобы следит за соблюдением прав журналистов в мире, а в Украину так прямо влюбленный. Но вот он неожиданно и признал: да, Украина – это не просто страна, где все же арестовывают журналистов за их профессиональную деятельность, но она еще и заслуженно встала в ряд с такими светочами демократии и общечеловеческих прав, как Алжир, Камбоджа, Демократическая Республика Конго, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Гватемала, Ирак, Марокко, Нигер, Пакистан, Республика Конго, Сомали и Уганда. Конечно, уверен CPJ, Украине еще далеко до Турции, где сидят 73 из 262 журналистов, по приказу властей попавших за решетку медийщиков по всему миру, и до Китая с Египтом, где свобода слова носит ярко выраженный, скажем мягко, национальный характер несвободы, но путь Киевом выбран правильный. Пусть и не совсем европейский, но интеграционный, и заслуги украинских властей на этом поприще наконец-то замечены, а Украина впервые попала в этот список CPJ. Вот за это тоже, видимо, и стоял майдан…
И вчерашний день показал, что случилось это не зря. «Правосек» Алексей, у которого и не могло быть иной фамилии, кроме как символическая – Бык, прямо в центре европейской столицы увидел, что там работает журналист Руслан Коцаба, по мнению патриотов, виноватый в том, что ВСУ не могут победить в Донбассе, а в Иловайском и Дебальцевском «котлах» тамошние «вата» и «сепары» разбили в пух и прах добровольческие батальоны укро-карателей и дважды осколками покушались на задницу комбата Семена Семенченко. Бык набычился и начал бычить. Он подошел и ударил журналиста в лицо. А когда тот решил дать сдачи, то, спасая уже свою неприкосновенную задницу, вместе с дружками немедленно скрылся в метро. Оно и правильно: своя жо…а ближе к телу.
Коцаба же подал заявление в полицию о запрещенной в Украине по Уголовному кодексу (статья 171) препятствованию профессиональной журналистской деятельности и хулиганстве. Полиция занесла данные о правонарушении в Единый журнал учета правонарушений и даже пообещала расследование. Вот и посмеемся. Ведь Бык – патриот. Украинский, патентованный, клейма негде ставить. А если он сможет доказать, что еще и ветеран АТО (это он выкрикивал, раздраконивая себя перед нападением), то понятно, что виноват будет Коцаба, который так неосторожно и даже подло ударил своим «колорадским» лицом по кулаку такого достойного человека. По приказу Путина, разумеется…
В тот же день работала и судебная защита журналистов. Солировал Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, где одно за другим рассматривались де просьбы адвокатов об изменении места подсудности по делам журналистов Василия Муравицкого, которому в родном Житомире грозит 15 лет с конфискацией имущества за госизмену, посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, нарушение равноправия граждан и даже создание террористической организации. Все это заключается в том, что, вдумайтесь в этот юридический идиотизм по-украински, Муравицкий якобы работал на СМИ России, чем и «помогал им в проведении подрывной деятельности против Украины, в частности, готовил и распространял через интернет публикации, содержащие элементы психологического манипулирования общественным сознанием и направленные на разжигание национальной вражды».
Это, с позволения сказать, обвинение, состряпанное мудрецами СБУ, отказываются комментировать даже уважающие себя психологи и психиатры. И даже в Украине, где в дурдомах, переполненных патриотами, медленно и уверенно стирается разница между пациентами и персоналом. Но украинское правосудие всем этим оперирует. И суд вчера, 13 декабря 2017-го, отказался переносить процесс из Житомира в Киев, как просили адвокаты Муравицкого. На том основании, что самого журналиста не доставили в Киев. Классненько так получилось. И тоже символично: служба охраны не выполнила решение суда о доставке арестованного, но виноватым остался… он же. Теперь Муравицкого могут уже 20 декабря сего года судить в Королевском районном суде Житомира, который по одиозности рискует опередить даже Печерский райсуд столицы – там те еще заплечных дел мастера в мантиях «розбудовують нэньку». «Пятнашка» журналисту ни за что, уверены его адвокаты, светит, как с куста. А у рожденного в день ареста сына даже квартиру могут конфисковать. А шоб папашка знал, как власть критиковать и «сепарам» помогать своей писаниной, несогласованной в Администрации президента и не похожей на верноподданнические «лизинг»-репортажи «5 канала» или «1+1»…
И буквально через 20 минут тот же Высший спецсуд вдруг взял да изменил место подсудности и рассмотрения апелляционной жалобы адвокатов в деле журналистов Дмитрия Васильца и Евгения Тимонина, которые в сентябре текущего года, как известно, получили по 9 лет тюряги за «информационное содействие терроризму». Рассмотрение жалобы перенесли из Житомирского апелляционного суда в аналогичный суд в Киеве. Как того и требовали адвокаты журналистов. Присутствующие адвокаты и коллеги посаженных радовались, как дети, праздновали победу, ибо надеются на адекватность киевских судей. И, как мне кажется, зря. Во-первых, дело-то не в милосердии судей Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Просто Житомирский апелляционный суд сам отказался рассматривать апелляцию на том основании, что из 8 его судей 5 уже так или иначе судили Васильца и Тимонина, а еще один слуга правосудия взял самоотвод и наотрез отказался марать руки об это дело.
Во-вторых, дело Васильца-Тимонина – откровенно заказанное властями, которым по-прежнему, как и в деле Муравицкого, надо наказать журналистов и запугать остальных. Это суть, смысл и символизм этого дела. И вряд ли судьи Киевского апелляционного суда чем-то удивят общественность. Например, своей судейской смелостью и верность правосудию, а не заказам власти. Это судьи Саакашвили могут выпустить на свободу, ибо за него внешние кураторы вписались по полной. А вот «журики» будут сидеть…
По мнению адвокатов и юристов-правозащитников, у дела Васильца-Тимонина, по которому случилась такая подвижка, есть три вполне реальных перспективы. Первая – пессимистическая: и Киевский суд оставляет прежний драконовско-каннибальский приговор без изменения. И тогда адвокаты проходят кассационную стадию, и дело уходит на рассмотрение в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Пусть и там посмеются и подивятся вывертами украинского кривосудия времен евроинтеграции, безвиза и торжества толерантности в Житомире.
Вторая – оптимистическая: адвокаты уже требуют либо вообще отменить прежний приговор (статья 414 Уголовного-процессуального кодекса Украины), либо вообще закрыть дело (статья 284 УПК). Ну, хотя бы потому, что суд вынес свой приговор, игнорируя, как минимум, два важных факта. Васильца и Тимонина осудили по статье 258-3 УК Украины «создание террористической группы или террористической организации», в которой нет такого понятия «информационное содействие терроризму». То есть СУДИЛИ НЕ СОВСЕМ ПОНЯТНО ЗА ЧТО ДАЖЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БУКВЫ ЗАКОНА. НЕТ ТАМ ТАКИХ БУКВ – «ИНФОРМСОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ» (выделено мною. – Авт.). Кроме того, Василец и Тимонин якобы помогали самопровозглашенным ДНР и ЛНР в создании телеканала в «Ю-Тьюбе». Но ни ДНР, ни ЛНР ни одним законным или даже подзаконным актом не признаны «террористическими организациями». Ни в мире, ни даже в Украине, о чем адвокаты информировали суд, передав ему официальные ответы из парламента, минюст, ГПУ и т. д. И суд, получается, ОСУДИЛ ЖУРНАЛИСТОВ ЗА ПОМОЩЬ ТЕМ, КОГО В ПРИРОДЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ (выделено мною. – Авт.). То есть террористов нет, но за помощь им в Украине дают по 9 лет тюрьмы. И Киевский апелляционный суд действительно может либо вообще отменить приговор. Либо отправить дело в суд высшей инстанции и отменить обвинительный акт прокуроров, на основании чего дело тоже можно закрыть.
Третья – компромиссная, маловероятная, но теоретически возможная: после отмены вступившего в силу приговора новый суд первой инстанции меняет статью УК и присуждает тюремные сроки, которые «съедается» по «закону Савченко», признающему один день предварительного содержания под стражей за два. А Василец и Тимонин в ожидании приговора провели в СИЗО почти по два года: с ноября 2015 года по сентябрь 2017-го. Конечно, это тоже произвол и беззаконие, но таким образом власть типа сохраняет лицо, а журналисты обретают свободу. Пусть и таким «гибридным» и изуверским способом. Более того, тут мало согласия журналистов, тут еще нужна и политическая воля, и определенная смелость властей в признании собственной вины. А это – не самые сильные стороны киевского режима…
…Сейчас дела указанных журналистов в Украине как бы «подвисли». С той только разницей, что Муравицкого еще только могут посадить по надуманному обвинению. Василец и Тимонин уже сидят, а избитый Коцаба вынужден ждать не только полицейского расследования по факту избиения, но и нового суда. По своему старому делу, за которое он отсидел более 520 дней и по которому был оправдан в связи с отсутствием состава преступления (якобы срывал мобилизацию и наносил вред обороноспособности воюющей страны). Но прокуратура-то по-прежнему уверена, что Коцаба должен сидеть. И по тому же обвинению. Чтобы, повторяю, другим неповадно было. И потому свобода журналистики и журналистов – это для киевской власти долгоиграющий экзамен на общую демократичность и тест на верность свободе слова. Судя по упомянутому выше заявлению Комитета защиты журналистов, экзамен украинская власть провалили, а тест у нее дал отрицательный результат. И журналистам во всем этом жить. Как сказал тот же Муравицкий в суде, «мне некуда бежать, я украинец». Страшные слова…
P.S. А хотите еще картинку из жизни украинского «верховенства всех перед законом». Журналисты сидят за несуществующие преступления. И в то же время Генпрокуратура не подозревает лидера «Руха новых сил» Михо Саакашвили в подготовке государственного переворота. Он подозревается только в содействии членам «преступной группировки Курченко-Януковича». То есть Михо сам прорывал госграницу, организовывал марши с требованием отставки всех органов «барыжной власти, оскорблял высших руководителей страны, угрожал «вынести козлов» насильственно, убегал из-под стражи, и, как оказалось, ничего этого не делал и переворот не готовил, а только «содействовал кровавой панде». Просто чудненько. Тут даже никаких дополнительных символов не надо, чтобы все понять. Но что поделаешь? Режим сам боится, но надеется удержаться на страхе других…