Политика

Расторжение «Большого договора»: слабоумие и отвага

Наблюдать за пируэтами украинской дипломатии очень увлекательно. Где еще увидишь такую прелесть, как, например, подача иска в международный трибунал по морскому праву в сочетании с практикой государственного пиратства? Или истерику по поводу того, чтобы запретить строительство важнейших газопроводов в третьих странах вместо того, чтобы предлагать эксклюзивные условия для продолжения эксплуатации своих? Иногда создается впечатление, что украинская дипломатическая служба вместо работы ежедневно изобретает поводы для того, чтобы побольнее укусить Россию, начисто забыв о защите интересов собственно Украины.

Ломать – не строить

Ринувшись после государственного переворота 2014 г. в Европу, куда, правда, Украину никто не пускает, киевский режим решил заодно разрушить все договоренности, достигнутые в рамках СНГ.

Естественно, такие попытки были и ранее.

В период работы автора этих строк в комитете по иностранным делам ВРУ ему практически еженедельно ложились на стол депутатские законопроекты о денонсации «Большого договора» с РФ и соглашений о базировании Черноморского флота, выходе Украины из СНГ, разрыве Харьковских соглашений и Договора о зоне свободной торговли Содружества, прекращении отраслевой кооперации с Россией и т. д. Но если ранее эти инициативы справедливо считались маргинальными и купировались еще на уровне юридических служб парламента и комитетов, то сейчас они стали мейнстримом внешней политики.

Сложно поверить, но П. Порошенко все же поручил Кабинету министров начать процедуру официального выхода Украины из учредительных органов СНГ. По его словам, «учитывая тот факт, что Украина никогда не была и не является сейчас членом СНГ, а также отказ структуры осудить российскую агрессию, просил бы, чтобы мы совместно с правительством наработали позиции об официальном прекращении нашего участия в уставных органах СНГ. Точно так же как и окончательного закрытия украинского представительства при соответствующих институциях в Минске». Оставим полную безграмотность бывшего министра иностранных дел на суд квалификационных комиссий. Да будет известно Петру Алексеевичу, Украина является учредителем СНГ. А то, что его идейные предшественники не ратифицировали устав организации, нисколько не помешало Украине быть участницей почти всех договоров в рамках Содружества.

Дальше – больше. Если уж взял в руки кувалду, крушить нужно все, чтобы два раза не вставать. Потому главарь киевского режима сообщил и то, что «следующим шагом будет внесение мной в украинский парламент проекта закона о немедленном одностороннем прекращении действия отдельных положений Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерства между Украиной и Россией в части, в которой действие этого договора несовместимо с национальными интересами государства, а также в части реализации нашего украинского права на самооборону».

Здесь читать, здесь не читать, здесь рыбу заворачивали

То, что творят паны Порошенко и Климкин, смело можно назвать дипломатическим ноу-хау. Украинские делегации после государственного переворота, когда, к слову, Киев председательствовал в СНГ, игнорируют заседания рабочих органов Содружества и не платят взносы. Но формально, пока МИД Украины не подал заявления о выходе из СНГ, страна остается полноправным участником всех договоренностей, действующих в рамках организации. Прекращение же работы в организации означает и прекращение действия ряда договоров, подписанных в рамках Содружества. Как показал опыт выхода из СНГ Грузии, договоры не прекращают своего действия автоматически. Но каждое из государств-членов имеет право не признавать свои обязательства перед Украиной, поскольку она более не будет членом организации. Например, преследования и ущемления в правах российских граждан на Украине могут привести к применению зеркальных мер в России, что больно ударит по миллионам украинцев. Кроме того, Киев однозначно потеряет возможность участия в новых договоренностях СНГ.

С Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ ситуация еще сложнее. Договор является двусторонним, потому какие-либо шаги Киева по его изменению могут привести к денонсации Россией всего договора. Согласно положениям Венской конвенции о праве международных договоров «прекращение договора, его денонсация или выход из него участника могут иметь место только в результате применения положений самого договора или настоящей Конвенции». В соответствии со ст. 40 «Большого договора» частичный выход из него не предусмотрен. О неделимости международных договоров говорит и ст. 44 Конвенции.

Очевидно, в своих дипломатических экзерсисах Порошенко&Co намерены сослаться на ст. 60 Конвенции, которая говорит о том, что «существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников дает право другому участнику ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия в целом или в части». Похоже, что «слабоумие и отвага» украинского руководства в отношении «Большого договора» с РФ обусловлены и тем, что горе-дипломаты а-ля Зеркаль выискали в Венской конвенции положение о том, что коренное изменение обстоятельств не дает другой стороне договора права на прекращение его действия, если договор касается границ. Следовательно, Россия, даже если Киев оставит в силе лишь одну статью 2 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, в которой значится, что Россия и Украина «признают нерушимость существующих между ними границ», якобы не сможет ничего сделать.

Гусарская рулетка – жестокая игра

Изобретая способы пройти между капельками, Киев забывает о том, что нарушения «Большого договора» с Россией начаты именно украинской стороной, что уже давно давало Москве право расторгнуть соглашение, которое не выполнялось.

Так, провозглашенный Украиной курс на вступление в НАТО прямо нарушает ст. 6 Договора, гласящую, что «каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны».

В откровенную профанацию давно уже превратилась и ст. 12, которая обязывает Украину гарантировать «право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле». Насильственная украинизация, закрытие русских школ, переписывание истории и религиозные репрессии давно поставили крест на «дружбе». Можно вспомнить и ст. 24, которая регулирует свободу обменов в области культуры, литературы, искусства и СМИ. Огромные списки запрещенных фильмов, книг, актеров и эстрадных исполнителей аннулировали это положение договора де-факто.

Системные нарушения прав русскоязычного населения Украины, начавшиеся задолго до государственного переворота 2014 г., передача секретной военной информации странам НАТО, саботаж военно-технического сотрудничества, газовый шантаж и блокада транзита со стороны Украины, противостояние в международных организациях, вытеснение российских предприятий с украинского рынка, закупки контрафактного ядерного топлива и т. д. В общем, сложно назвать статью, которую не нарушил Киев.

И если уж идти по пути постатейной отмены положений «Большого договора», то от тех положений, которые оставит Украина, имеет право отказаться Россия. И от соглашения не останется ничего, даже преамбулы, поскольку в ней речь идет о добрососедстве, взаимовыгодном сотрудничестве, исторических связях и уважении взаимных договоренностях в рамках СНГ.

Нужно четко понимать, что договор 1997 г. гораздо больше нужен Украине, нежели РФ. Его неминуемая денонсация Россией в случае реализации альтернативно гениальной инициативы П. Порошенко ликвидирует признание украинских границ. Для страны, дипломаты которой оспаривают в судах принадлежность Крыма и говорят об «агрессии» в Донбассе, «бомба» качественная. Правое полушарие сотрудников правового департамента МИД не договорилось с левым?

Ольга Шелкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть