Политика

Две новости о наступлении киевских карателей в Донбассе – хорошая и плохая

Буквально несколько дней назад в Сети появилась новость, что готовится очередной большой обмен военнопленными и политзаключенными между Украиной и республиками Донбасса.

Как участник предыдущего обмена, состоявшегося 27 декабря 2017 года, я, разумеется, заинтересовался и решил разобраться, насколько достоверна эта новость, и что эта новость может означать.

Пообщавшись со своими источниками информации в Киеве, я смог сделать выводы.

Но сначала краткая справка об организациях, курирующих обмен с обеих сторон.

Со стороны ДНР всё предельно просто и прозрачно – вопросами обмена, а также поиском попавших в плен и просто пропавших без вести на территории Украины занимается офис омбудсмена ДНР во главе с Дарьей Морозовой. Причем, занимается вполне эффективно, особенно учитывая постоянное противодействие украинской стороны. Да и несмотря на свой небольшой штат сотрудников и скромное финансирование. А также учитывая тот факт что под постоянным патронажем офиса омбудсмена находится от 1000 до 1500 беженцев и переселенцев, бывших военнопленных и политзаключенных, которых сопровождают при необходимости годами, предоставляя бесплатное жильё, финансовую помощь и продуктовые пайки.

Со стороны Украины же изначально тема обмена была максимально заполитизирована, а очень скоро и коммерциализирована.

На первых порах власти Украины вообще этими вопросами не занимались. Что сейчас не удивляет абсолютно никого. Визитной карточкой государственного недоразумения под названием Украина стало полное пренебрежение к судьбам своих граждан. Особенно заметно это стало после Майдана.

Хотя представители власти часто присваивали чужие заслуги после того, как успешные переговоры по организации обмена были завершены и, собственно, проведена сама операция обмена. В частности, одним из первых с украинской стороны вопросами обмена военнопленными начал заниматься Владимир Рубан. Но уже в считанные месяцы украинская власть поняла, какие политические дивиденды можно получить на эксплуатации этой темы.

И уже 6 сентября 2014 года Служба безопасности Украины открыла Межведомственный центр помощи в освобождении пленных и заложников и поиске пропавших без вести.

Руководителем-координатором центра назначили заместителя председателя СБУ генерал-лейтенанта Виталия Яловенко. Под данный Межведомственный центр выделили целое здание по адресу: Киев, ул. Ирининская, 4. Если глянуть на карту Киева, то легко заметить что данное здание расположено в историческом центре, практически посередине треугольника – Майдан Незалежности, Софийский собор, Золотые ворота. А еще это здание расположено прямо между Центральным управлением СБУ (угол ул. Владимирская и ул. Ирининская – дом 33/2) и Домом Культуры СБУ (ул. Ирининская, 6).

В здании расположили call-центр и пресс-подразделение с количеством сотрудников большим, чем весь аппарат омбудсмена ДНР. С того времени именно государственные структуры, главным образом СБУ, стали играть основную роль в организации и проведении обмена военнопленными.

Оказалось, что для постмайданной власти выгоднее устраивать мелкие точечные обмены для более частых информповодов на телевидении. Иначе нельзя объяснить то, почему годами затягивались переговоры и процесс обмена «всех на всех», о чем было достигнуто соглашение еще до начала 2015 (!) года.

Впрочем, все сотрудники центра, а особенно руководство быстро смекнули, какая открылась синекура в виде сопровождения обмена пленными, особенно когда число сотрудников Центра обмена превышает число пленных всушников. Работать можно спустя рукава. Достаточно раз в квартал проводить небольшой обмен для демонстрации своей значимости и нужности.

Да еще и вымогать деньги с родственников пленных военнослужащих ВСУ для запроса на обмен с украинской стороны именно их, включения в список очередного точечного обмена вроде 3 на 3 или 5 на 5.

Мало того, у некоторых сотрудников Центра хватало наглости вымогать деньги и с пленных ополченцев, которых запрашивали со стороны ЛДНР, мотивируя всё тем же невключением (или непредъявлением их) в список обмена.

Причем подобное невключение в список я испытал и на себе. Когда у меня получилось передать весточку на волю и, как узнал уже позже, на меня пришла заявка на включение в список обмена со стороны ДНР, то в СБУ ответили, что моя фамилия в списке задержанных не значится. Мне же сбушники сказали, что включили меня в список, но меня отказались принимать в ДНР, а потому мою фамилию из списка вычеркнули.

И подобным образом украинская сторона вычеркивала из списков обмена не один десяток человек. Даже подделывали письменные отказы от обмена. Пока представители ЛДНР не начали требовать, чтобы отказы пленных и политзаключенных записывались на видео. В итоге ни одного (!) видео с отказом от обмена так и не было предоставлено.

Так вот, существование такой огромной бюрократической структуры, толку от которой как с козла молока, можно было еще долго оправдывать, затягивая очередной обмен в формате «всех на всех» и проводя единичные обмены. Причем, годами сотрудники Центра обмена получали зарплату за просиживание штанов в шикарном офисе в центре Киева, а руководство еще и оформляло хорошо оплачиваемые регулярные командировки в Минск и изредка в страны Европы.

Украинский лохоторат вполне можно кормить сказками, как “террористы” удерживают и не отдают пленных всушников. Какой такой большой обмен? Зачем на него соглашаться?

Кстати, заслуга в том, что 27 декабря 2017 года состоялся первый и пока единственный большой обмен военнопленными и политзаключенными, принадлежит лично Владимиру Путину. И я как участник этого обмена хочу сказать огромное человеческое спасибо за это.

Но вернемся к ситуации на конец апреля 2018 г. Итак, с украинской стороны обменом занимается огромная забюрократизированная организация, битком набитая дармоедами, и чем дольше будут длиться обмены, тем для них лучше.

Мой источник, общавшийся с сотрудниками Центра обмена пленными, утверждает что большому обмену конца 2017 года там не были рады. Очень много проблем в плане координации, свезения пленных со всей Украины в фильтрационный лагерь перед обменом. Сам обмен задержался минимум дня на три-четыре из-за неорганизованности украинской стороны. Но об этом я подробнее расскажу как участник этого обмена в отдельной статье. А пока лишь скажу что, по мнению сотрудников украинского Центра обмена, такие большие обмены им не нужны, т.к. хлопот много, а пиара и благодарности (материальной) не больше чем при точечных обменах.

Ведь с таким количеством пленных можно было запросто устроить 15-20 обменов и проводить их в течении полутора-двух лет. Все это время снимая сливки в виде зарплат и премий от государства, а руководству Центра – еще и в виде денег от родственников пленных. Никто с украинской стороны не собирался резать такую курицу, несущую золотые яйца неиссякаемого пиара и политических дивидендов.

И вдруг… появляются новости, что Украина прямо таки годами мечтала устроить обмен «всех на всех»! Но достаточно почитать итоги заседаний Контактной группы в Минске за последние месяцы. Там четко видно, что повторять большой обмен украинская сторона не собиралась в принципе.

Что же изменилось? По словам моего источника, простые сотрудники украинского Центра по обмену пленными не могут дать внятного объяснению такому резкому изменению позиции их руководства. Они искренне возмущены таким “безрассудством” высших чинов. Ведь, когда обмен состоится, то, по сути, такой огромный Центр перестанет быть нужен.

Уже давно количество сотрудников Центра превысило количество военнопленных с украинской стороны. А после декабрьского обмена стала превышать в разы. После очередного обмена – будет превышать в десятки раз. Если какие-то пленные останутся не обменянными или кто-то попадет в плен после обмена, то функцию Центра вполне могут передать в офис украинского омбудсмена. Что, по сути, должно было быть сделано еще в 2014 году. Ведь справляются с подобными задачами омбудсмены Республик. И хорошо справляются.

Итак, чем же было вызвано столь “самоубийственное” согласие руководства Центра на большой обмен в формате “всех на всех”? Оказывается, как передали очевидцы, нынешний руководитель Центра полковник СБУ Юрий Качанов был сам удивлен указанием срочно решить вопрос с обменом. Даже проговорился на совещании о том, что обмен надо ускорить до начала наступления сил ООС.

Проверив эту информацию по другим каналам, я окончательно убедился, что дело не во внезапно проснувшейся совести украинской власти. До выборов еще далеко, досрочная кампания маловероятна.

По одной из версий, власти решили разыграть карту несчастных военнопленных для обоснования перед воинствующими украинцами, почему так долго затягивали с “освобождением” Донбасса. Типа это было вызвано заботой о жизни нескольких сотен пленных. И вот, когда обмен “всех на всех” состоится, то можно и наступать, “освобождать”.

Для адекватного человека такое объяснение звучит наивно и глупо, если не сказать издевательски по отношению к умственным способностям потребителя новостей. Но Украина и её патриоты давно живут в виртуальном мире, где они вошли в семью европейских народов, вот-вот вступят в НАТО и т.п.

Детали очередного обмена станут известны 4 мая после встречи Контактной группы по мирному урегулированию ситуации в Донбассе.

А пока, как обычно бывает в жизни, имеем две новости – хорошую и плохую.

Плохая новость – планы наступления на Донбасс по-прежнему рассматриваются украинской властью как основной вариант решения вопроса с Республиками.

Хорошая новость состоит, помимо того, что обмен состоится, еще и в том, что до совершения такого обмена масштабное наступление маловероятно.

Поэтому есть ещё время подготовиться и дать достойный отпор.

Владислав Чубур,
ветеран войны за Новороссию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть