Климкин и Порошенко отказываются от территориальной целостности
28 августа Порошенко поручил МИД Украины подготовить документы по денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Украиной и Россией (его ещё называют Большим или Базовым договором). В тот же день министр иностранных дел Климкин отрапортовал о том, что Украина уведомит Россию о прекращении действия договора до 30 сентября.
Я, конечно, понимаю, что у Климкина документы должны быть готовы давно, ибо МИД Украины официально предлагал денонсировать договор ещё 18 марта текущего года. Но всё же ратификация и денонсация международных договоров Украины является исключительной прерогативой парламента. Ни исполнительная власть, которой кстати является не Климкин и даже не Гройсман, а всё правительство в целом, ни Порошенко, как глава государства не имеют полномочий расторгать договор, без голосования в парламенте. А ситуация нынче такая, что набрать большинство депутатских голосов, даже под русофобское мероприятие, Порошенко будет непросто.
Президент давно утратил контроль над парламентом и в преддверии выборов его оппоненты трижды подумают, прежде, чем создавать прецедент консолидированного голосования Рады за предложение президента. Тем более, что оппоненты Порошенко выстраивают свою избирательную кампанию на основании тезисов о необходимости прекращения гражданской войны и нормализации отношений с Россией. Понятно, что денонсация Договора о дружбе… не будет способствовать достижению данных целей. Она находится как раз в русле порошенковской радикально-националистической избирательной программы. Денонсация договора покажет, что Верховная Рада сплотилась вокруг Порошенко, как вокруг лидера партии войны. Это может развязать ему руки для наступления на оппозицию.
А я абсолютно уверен, что никакой иной цели, кроме создания условий для силового подавления оппозиции у Порошенко, требующего разрыва Договора о дружбе…, нет.
Во-первых, Украина могла разорвать его уже давно. В 2014-2015 годах и настроения в обществе этому куда более благоприятствовали, и парламент был готов к соответствующему голосованию, и даже западные партнёры недоумённо интересовались у Украины как она умудряется утверждать, что воюет с Россией, если Договор о дружбе остаётся неприкосновенным. Сейчас ситуация коренным образом изменилась и соответствующие действия Киева не получат ни внутреннюю, ни международную поддержку (о чём Порошенко прекрасно осведомлён).
Во-вторых, разрыв Договора ничего не даёт Украине, но расширяет пространство для манёвра России.
Начнём с банального. Именно этим договором признаётся нерушимость существующих границ, стороны обязуются уважать территориальную целостность друг друга и не использовать свою территорию в ущерб безопасности друг друга. Украина, правда, обвиняет Россию в нарушении данных положений, но у Москвы куда больше оснований предъявлять претензии Киеву. В 2014 году украинские войска неоднократно обстреливали российские пограничные пункты пропуска, а также приграничные населённые пункты из артиллерии и стрелкового оружия. Был даже минимум один убитый гражданин России. Тогда же группы вооружённых украинских солдат на бронетехнике несколько раз нарушали российскую границу (ещё не с целью сдаться в плен, как это было позднее).
Тем не менее, договор действовал и потому границу под сомнение никто не ставил и территориальную целостность Украины уважали настолько, что до сих пор не признаны ДНР/ЛНР. Если Украина денонсирует договор, её граница теряет международную легитимность. Она становится просто условной линией на местности, которую считает своей границей Украина. Но у России в этом вопросе больше не будет никаких обязательств.
К чему это может привести? Например, к признанию ДНР/ЛНР (ведь обязательство уважать территориальную целостность отсутствует). При этом следует помнить, что республики считают своей всю территорию Донецкой и Луганской областей Украины, из которой контролируют только треть. То есть сразу подвисает ещё солидный кусок украинской территории. Есть проблема северной части Арабатской стрелки, не ушедшей вместе с Крымом, к которому географически принадлежит, только потому, что административно была прирезана к Херсонской области. Не сразу, но эти вопросы могут стать актуальными.
Впрочем вряд ли Россия начнёт сразу предъявлять Украине территориальные претензии. Даже вопрос признания республик может быть отложен в связи с общим геополитическим положением. Но договор не случайно называют Базовым. Декларируя стратегическое партнёрство между двумя странами он фактически является основой для соглашений, регулирующих украинско-российские отношения во всех сферах. Экономика, финансы, наука, культура, права и свободы граждан двух стран, ничто не ускользает из сферы действия Договора о дружбе…. Со ссылкой на его денонсацию могут быть разорваны любые соглашения в любых сферах (или приостановлено их действие).
С денонсацией Договора о дружбе, как Россия, так и Украина, каждая по своему произволу, могут как угодно ограничивать пересечение своей границы гражданами другой стороны, их право на работу, приобретение собственности и ведение бизнеса на своей территории. Только, если Украина эту опцию уже использовала (в тех аспектах, в которых смогла), то Россия ещё даже не приступала. Теперь Киев сам пытается создать Москве международно-правовые основания для любых действий в отношении себя.
Замысел Порошенко понятен: денонсацией договора спровоцировать Россию на резкие действия, вроде выдвижения территориальных претензий и тем самым сплотить вокруг себя радикально-националистические силы, а также повысить в обществе градус патриотической истерии, если не до уровня 2014 года, то хотя бы до какой-то заметной величины. Это должно сократить электоральную базу его оппонентов, одновременно увеличив базу голосов Порошенко. Кроме того, в таких условиях оппозиции будет значительно труднее выступать с требованием нормализации отношений с Россией.
Только ведь Москва в последние годы всем даёт ответы ассиметричные и от этого ещё более болезненные. Может же оказаться так, что вместо российских претензий, Порошенко получит возвращение на Украину миллионов гастарбайтеров, которые утратят основания для работы в России, а условия пересечения ими границы и пребывания на территории страны потребуют дополнительных переговоров и заключения нового соглашения. Думаю их «любовь» к Порошенко, лишившему их и семьи куска хлеба, будет столь горяча, что Петру Алексеевичу надо будет думать не о выборах, а о бегстве (ну или о душе).
Диапазон возможностей для реагирования у России, в случае денонсации Договора о дружбе широк, как никогда. В конечном итоге этот договор — нечто вроде конституции двусторонних отношений. Нет его, провисает и остальная договорно-правовая база. Но, как было сказано в начале статьи, не надо забывать и об интересах украинской оппозиции, которая совсем не заинтересована в том, чтобы под занавес своего правления Порошенко развязал конфликт с Россией (пусть и не горячий). Ведь это им потом придётся восстанавливать разрушенную договорно-правовую базу двусторонних отношений. А времена поменялись. Нет больше Ельцина, требовавшего от российских чиновников едва проснувшись думать «что ты сделал для Украины», являвшегося главой России, когда договор был утвержден парламентами двух стран и подписан. Условия нового соглашения будут куда более жёсткими. Да и давать Порошенко возможность захватить инициативу во внутриполитической борьбе оппозиция тоже не заинтересована. Так что первое, к чему приведёт инициатива Порошенко-Климкина — к росту внутренней напряжённости на Украине, а остальное уж потом.