Полное фиаско Зеленского на саммите в память о холокосте в Иерусалиме
Президент Украины в поисках себя на исторической родине
Израиль с его насыщенной событиями историей наблюдал всякое, но того, что устроил 23 января прибывший вместе с другими главами государств на форум памяти о холокосте в Иерусалим президент Украины В. Зеленский, не видели даже здесь. Да и в мире, пожалуй, со времён его земляка Н. С. Хрущёва, срывавшегося порой с международных конференций, чтобы осмотреть окрестные поля кукурузы, такого тоже не видели.
То, что Зеленский, прибывший в Иерусалим, в последний момент отказался участвовать в форуме и траурной церемонии в мемориальном комплексе Яд ва-Шем, отправившись бродить по городу по собственной программе, выглядело более чем странно.
Предложенные украинскими экспертами объяснения по поводу того, что Зеленского якобы обидели отказ организаторов предоставить ему слово на форуме и отведение ему места во втором, а не в первом ряду участников, критики не выдерживают. Давно было известно и доведено до всех участников, что выступят только четыре лидера держав-победительниц и размещены они в зале будут в соответствии со сложившейся в мире иерархией.
Ну не настолько же президент Украины дремуч, чтобы вообразить себя членом «первой лиги», даже с учётом выраженных им в Давосе пожеланий о месте Великобритании в ЕС. Тем более что накануне в интервью, данном Зеленским 9-му каналу израильского телевидения, он «твёрдо» обещал, что обязательно будет присутствовать на траурных мероприятиях в Иерусалиме. Более того, по его словам, те, кто утверждают обратное, являются «распространителями дезинформации». Однако, подтвердив эту «дезинформацию» своим поведением, Зеленский как в театре абсурда, всё запутал.
Более правдоподобной представляется версия о том, что Зеленский оказался не готов к практически уже согласованной встрече «на полях» форума с В. Путиным по поводу урегулирования в Донбассе. Появись он там, ему было бы невозможно избежать подобного контакта, учитывая, что в таком контакте был заинтересован и Б. Нетаньяху, рассчитывавший записать в свой актив дополнительные очки за мирное посредничество. Сказать же Зеленскому, похоже, было нечего, да и из Киева со стороны Порошенко и национал-радикалов послышались обвинения в «измене», вот он и сбежал.
В итоге Зеленский изрядно подпортил свой имидж в глазах руководства Израиля. Ему следовало бы знать, что Яд ва-Шем – сакральное место для каждого еврея, а проводимые там траурные мероприятия сродни религиозному обряду высшей категории. То, что Зеленский в них не участвовал, будучи приглашённым, в глазах израильтян говорит об отсутствии у него ясных представлений о своей национальной идентичности как еврея. И никакие сторонние соображения тут оправданием не служат. Его самостоятельное посещение мемориала Яд ва-Шем на следующий день, 24 января, в качестве туриста дела не исправило. Не случайно, туда его не сопровождал никто из официальных израильских лиц; это стало серьёзным протокольным укором вконец запутавшемуся политику.
Однако наиболее неуместным и откровенно оскорбительным для организаторов мероприятия, включая высшие власти Израиля, было официальное объяснение своего поведения, данное самим В. Зеленским. Показавшаяся ему, видимо, находчивой мотивация (мол, он решил уступить места украинской делегации на форуме израильским ветеранам – узникам концлагерей) поставила хозяев в крайне неудобное положение. Им пришлось доказывать нелепость данной идеи, поскольку они и так доставили в зал всех, кого могли, с учётом преклонного возраста, немощи и необходимости медицинского сопровождения каждого. Зеленский же попросту подхватил упрёк о невнимании к ветеранам, с которым выступала по своим соображениям оттеснённая от этих мероприятий израильская оппозиция. Этим он не только совершил вопиющую бестактность, но и вмешался в избирательный процесс в Израиле на стороне противников Б. Нетаньяху.
Не случайно, представители мемориала заявили, что поведение президента Украины – «это отвратительная манипуляция. Печально, что Зеленский так цинично использует событие, имеющее большое значение для всего мира». По их словам, «президенту объяснили, что выжившие в холокосте, обратившиеся с просьбой присутствовать на форуме, получили такую возможность. Нам непонятно решение президента, и мы сожалеем, что он предпринял такой шаг на мероприятии под названием «Помним холокост, боремся с антисемитизмом»».
Тем не менее, поскольку это был первый рабочий визит вновь избранного президента Украины в Израиль, 24 января в соответствии с протоколом он был принят подряд президентом страны Р. Ривлином, премьером Б. Нетаньяху и спикером кнессета Ю. Эдельштейном, но как-то очень скоротечно и, судя по сообщениям, с весьма ограниченной повесткой. Нетаньяху, по крайней мере, внешне был корректен с Зеленским. Ему перед скорыми выборами 2 марта публичные скандалы ни к чему. Однако не приходится сомневаться, что если действующий премьер Израиля победит, то устроенного украинским лидером «гевалта» он не забудет.
Зеленский же с его нарциссизмом умудрился на встрече с Нетаньяху даже трагическую историю собственной семьи обратить в свою пользу.
Трое братьев его дедушки стали жертвами холокоста. А сам дедушка вернулся с фронта живым. «Прошел Вторую мировую войну, сделав вклад в победу над нацизмом и человеконенавистнической идеологией. Через два года после войны у него родился сын. А через 31 год у него родился внук. Через 40 лет внук стал президентом. И сегодня он стоит перед вами», – отметил Владимир Зеленский. Получается, есть всё же положительный итог трагедии – явление миру президента Зеленского. Ни от скромности, ни от недостатка цинизма этот человек не умрёт.
Согласно сообщению пресс-службы президента Украины, «Биньямин Нетаньяху поблагодарил Владимира Зеленского за эту речь». Ну а что же ещё он мог сказать тому, кто привык по основному роду своих занятий, подобно известному герою народного фольклора, «смеяться на похоронах и плакать на свадьбах»?
Провал в Израиле особенно неприятен для Зеленского. Когда его избирали в президенты, голосовавшие за него были уверены, что где-где, но на международной арене он покажет себя с наилучшей стороны. С его остроумием, умением держаться на сцене он, по представлениям соотечественников, должен был покорить сердца и сильных мира сего. В этом смысле им казались полезными и его еврейские корни с учётом влияния еврейского сообщества на мировое общественное мнение. Однако международная арена – не эстрадная сцена, одними остротами здесь много не добьешься, да и звучат они в устах Зеленского всё более вымученными. Временами это просто фарс. И в Киеве начинают задумываться: если их лидер и с Израилем не может установить нормальные отношения, то с кем вообще он может это сделать?
Дмитрий Минин