Турция готовит новую провокацию
В минувшие выходные после достаточно долгого затишья неожиданно получила свое продолжение история с воинствующей и нервно реагирующей на успехи российских ВКС в уничтожении террористов на сирийской территории Турцией.
В субботу официальная Анкара распространила заявление, в котором российский самолет обвинялся в нарушении воздушного пространства страны. Сообщение выглядело странным уже даже с технической точки зрения — с земли (а в релизе шла речь именно об РЛС) определить тип и государственную принадлежность судна невозможно физически, но отсутствие точных сведений не помешало Пентагону оперативно поддержать версию своего военно-политического союзника в данном регионе.
Случившееся можно было бы интерпретировать как очередной виток в антироссийской истерии, наблюдаемой все последние дни, если бы не следующий шаг Турции и несколько событий, не кажущихся простым совпадением.
Что касается последних, то, во-первых, это вброс очередной фальшивки о порядка 1,4 тыс. убитых мирных сирийцах в результате антитеррористической активности наших ВКС. И, как это обычно бывает, несмотря на отсутствие здравой логики (а мы наносим удары по инфраструктуре террористических формирований, а не по населенным пунктам в отличие от «партнеров» из НАТО), данная информация была широко растиражирована в СМИ.
Во-вторых, это появившееся в информационном поле со ссылкой на Reuters заявление о якобы имевшем месте ультиматуме сирийской оппозиции к Дамаску с требованием снять блокаду и прекратить обстрел мирных жителей, в противном случае звучали угрозы выйти из переговорного процесса. Позднее поступило опровержение, но это не снимает с повестки вопроса, кому и зачем выгодно накалять и без того непростую ситуацию, экстренно формируя нужное общественное мнение?
И вот в воскресенье становится известно о том, что на турецких авиабазах объявлен «оранжевый» (повышенный) уровень тревоги, предполагающий «полную готовность ко всему» и немедленный ответ пилотов на угрозы без согласования с командованием.
При этом, как мы понимаем, никаких угроз в воздухе для Турции не существует в принципе — Асад находится явно не в том положении, чтобы еще вести и войну со страной — членом НАТО. Разумеется, не предоставляем никакой опасности и мы — было бы большое желание развязать Третью мировую, это было бы сделано еще после того, как исподтишка был сбит наш самолет. Тогда в чем причина столь стремительной «оранжевизации» турецких баз?
Логических объяснений тут может быть два, причем взаимосвязанных. Первое, о чем предположили журналисты The Independent, — подготовка к полноценному военному вторжению в Сирию. Вполне вероятный сценарий, но есть несколько но: турецкое руководство, скорее всего, не может не заботить и реакция международного сообщества, и то, как отреагирует на это Россия, контролирующая сегодня сирийское воздушное пространство.
Второе, на что напрашивается вся цепочка событий , —подготовка к очередной провокации против российских ВКС, вынуждающей нашу страну как минимум на симметричный военный ответ.
Логика Эрдогана может быть следующей: формально приказы отданы не командованием (для этого и введен «оранжевый» уровень, чтобы списать всё на пилотов), после столкновений подтягивается НАТО, Россию пытаются всеми силами убрать из Сирии, Турция вводит наземные войска, «союзники» наносят удары по тем, кому им выгодно. В результате США получают свергнутого чужими руками Асада, а Турция в награду, по программе минимум — защищенные поставки игиловской нефти, а как максимум — полноценный контроль над Сирией (зачем с кем-то торговать, если можно попросту захватить желаемые ресурсы).
При этом очевидно, что при любом из вышеуказанных вариантов развития ситуации без предварительного согласования с Вашингтоном Стамбул не сделал бы ни шага, что косвенно подтверждается и мгновенной реакцией Пентагона, поддержавшего обвинения Турции в нарушении Россией воздушного пространства.
Когда самому могущественному военному ведомству мира не хватает доказательств, чтобы наконец-таки признать массовые и беспрепятственные пересечения турецкой границы караванами с контрабандной нефтью, но достаточно пустого и ничем не подкрепленного обвинения турецкой стороны, это уже само по себе говорит о многом.