Взлет и падение украинского раскольника Денисенко
Слушая сегодня, как «патриарх» Филарет (преданный анафеме Русской православной Церковью — ред.), с трудом подбирая украинские слова, рассказывает о своей любви к Украине, хочется вспомнить его знаменитые фразы, в бытность настоящим митрополитом (до раскола, учиненного им — ред.).
Когда УАПЦ подняла вопрос о переходе с церковно-славянского языка богослужений на украинский, Филарет сказал:
«Мы не должны идти на поводу у этих руховцев, и вообще украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид».
Автокефалов он называл «силами ада», все их действия «кознями бесовскими», а саму УАПЦ — «канализацией, куда текут все нечистоты».
А на предложение, чтобы Церковь на Украине называлась «Украинская Православная Церковь», сделанное еще в 1989 году, Филарет ответил:
«Никогда Украинской Церкви не было, нет и не будет!».
ВЗЛЕТ
Что же это за человек Михаил Антонович Денисенко, бывший постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, Экзарх Украины, митрополит Киевского и всея Украины, а ныне «патриарх» Киевского и всей Украины-Руси Филарет?
Этот незаурядный человек, всесторонне образованный богослов, талантливый полемист и проповедник, знаток церковной истории, политики и культуры, известен, без преувеличения, всему христианскому миру — он занимал заметное место в различных международных церковных организациях, был почетным доктором многих зарубежных богословских институтов, объездил более шестидесяти стран.
В свое время поднялся на самую вершину церковной власти. Он был викарием Ленинградской епархии с поручением руководить Рижской епархией; викарием Московской епархии; ректором Московской Духовной Академии и Семинарии; более тридцати лет возглавлял патриарший Экзархат Украины — Митрополит Киевский всегда считался вторым по значению после Патриарха архиереем Русской Православной Церкви и самым влиятельным из постоянных членов Священного Синода. А после смерти Святейшего Патриарха Пимена стал Местоблюстителем.
Здесь нужно заметить, что по традиции Местоблюстители патриаршего престола обычно становились Патриархами.
И митрополит Филарет начал перевозить в Белокаменную свои вещи и даже пошил себе роскошный куколь (повседневный головной убор Русского Патриарха) — готовился к избранию.
Именно к этому периоду жизни Митрополита Киевского и Галицкого Филарета относится его замечание, что «демократию нужно давить танками как в Литве».
Эти высказывания как нельзя ярче характеризуют человека, претендующего на звание духовного лидера Украины. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, почти сорок лет назад рукополагавший Филарета в епископы, выразил мысль о том, что будущий раскольник и анафемат «еще в зародыше был предназначен для обмана, лести и властолюбия».
Но Патриархом его не избрали — его репутация были достаточно дискредитирована и за него проголосовало меньшинство. И он решил взять реванш на родине — не пропадать же уже готовому Патриаршему куколю!
Накануне референдума 1991 года, по результатам которого Украина была объявлена независимой страной, в Киеве прошел Собор УПЦ, обратившийся к Матери-Церкви предоставить ей полную каноническую самостоятельность.
Филарет не сомневался, что будущий Собор РПЦ дарует автокефалию, и он все-таки станет главой автокефальной Церкви (это желание никогда его не оставляло).
Уже заранее был принят Устав, в котором говорилось, что предстоятель УПЦ избирается пожизненно. И если бы все пошло по плану, составленному Филаретом, он обрел бы практически неограниченную власть по типу той, которую имеет Папа Римский, но только в пределах Украины.
Естественно, что Архиерейский Собор РПЦ имел свое мнение на этот счет. На нем было отмечено, что ситуация на Украине не улучшилась, а наоборот, возникли новые угрозы разделения. И значительную долю ответственности возложили на предстоятеля УПЦ, который потерял доверие большинства епископов, утратил моральную чистоту и не может служить символом церковного единства.
Митрополит Филарет согласился с критикой в свой адрес, и перед Крестом и Евангелием дал архипастырское слово созвать Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, на котором он обещал подать прошение о своей отставке с поста ее Предстоятеля.
ПАДЕНИЕ
Но, вернувшись в Киев и получив поддержку тогдашнего президента Украины Леонида Кравчука, с которым был знаком еще со времен работы последнего в идеологическом отделе ЦК Компартии Украины, Филарет собирает пресс-конференцию.
И на ней объявляет о том, что все обещания он давал под давлением, поэтому никакого заявления об отставке не будет. И вообще, уйти со своего поста не может, ибо отвечает за Украинскую Православную Церковь перед Богом. Не забыл при этом упомянуть о своем, якобы, самопожертвовании ради независимости УПЦ и о происках «имперской церкви-насильницы».
Вот как выглядело создание новой «церкви»:
В предбаннике филаретовского кабинета горстка аферистов (Филарет с Евгенией Петровной (гражданская жена «патриарха»), десяток перепуганных автокефалистов, религиоведы-атеисты во главе с А. Колодным, нардепы-комсомольцы и эсбэушники) объявили себя воплощенной многовековой мечтой — единой поместной церковью УПЦ-КП, которой отныне принадлежат все банковские счета и имущество УПЦ и УАПЦ.
Руководителем новой организации объявили главу УАПЦ Мстислава, замом — Филарета, управделами — Масендича.
Ни верующие, ни священноначалие УПЦ и УАПЦ о произошедшем ни сном ни духом не ведали. Мстислав вообще узнал лишь на шестой день, отлучил от своей Церкви всех участников аферы, а со временем обратился в Генпрокуратуру с требованием привлечь аферистов к уголовной ответственности.
Однако Филарету не поверил, в первую очередь, украинский епископат. Тем более что некоторые из архиереев присутствовали на Архиерейсокм Соборе.
Филарет был объявлен клятвопреступником, во многих приходах перестали поминать его имя за богослужением, а некоторые епархии подали прошение о переходе под непосредственную юрисдикцию Патриарха Алексия ІІ.
Так было положено начало расколу, который все глубже поражал тело Украинской Православной Церкви. И вот в мае 1992 года в Харькове состоялся Собор украинского епископата, на котором присутствовало восемнадцать из двадцати архиереев (митрополиты, архиепископы и епископы). На нем Филарет был смещен с должности и запрещен в священнослужении, а Предстоятелем УПЦ был избран уроженец Хмельницкой области, архиерей РПЦ митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан).
Это решение было с одобрением воспринято большинством Поместных Православных Церквей и их Предстоятелями, которые прислали в адрес Святейшего Патриарха Алексия ІІ телеграммы с выражением поддержки решений Харьковского Собора и признания митрополита Владимира единственным законным Первоиерархом УПЦ.
Затем состоялся Архиерейский Собор РПЦ, на котором рассмотрели все пункты обвинений, выдвинутых в Заявлении епископата УПЦ против бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета. На основании проведенного судебного разбирательства (церковного, конечно) были засвидетельствованы следующие его преступления:
«Авторитарные методы управления Украинской Церковью и Киевской епархией, совершенное игнорирование соборного голоса Церкви, проявления жестокости и высокомерия в отношениях с собратиями по архипастырскому служению, клириками и мирянами, отсутствие сострадания и христианской любви.
Образ жизни, не соответствующий требованиям канонов и бросающий тень на Церковь.
Клятвопреступление, выразившееся в нарушении слова, данного перед Крестом и Евангелием.
Сознательное извращение подлинных решений Архиерейского Собора, хула и клевета на Собор и, тем самым, на Православную Церковь.
Совершение священнодействий, в том числе диаконских, пресвитерских и епископских хиротоний, в состоянии канонического запрещения.
Единоличное присвоение себе соборной власти, выразившееся в угрозе наложения прещения на архиереев, которые, действуя в соответствии с канонами и Уставом Украинской Православной Церкви, приняли на Архиерейском Соборе в Харькове 27 мая 1992 года решение о смещении его с поста Митрополита Киевского и всея Украины с запрещением в служении.
Учинение раскола в Церкви незаконным рукоположением новых епископов и назначением их на кафедры, занятые каноническими архиереями, и иными преступными действиями».
Было проведено голосование, в результате которого Собор постановил:
«Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.
Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с.г. (1992 — Авт.), а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с.г., незаконными и недействительными…
Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об извержении митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука) из сущего сана и о лишении их всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей».
Филарет этому решению не покорился и с пущим упорством продолжил строить «свою» церковь.
Не буду ворошить прошлое, и рассказывать обо всех гадостях и гнусностях, которые он, на пару со своим кумом Леонидом Кравчуком, сотворил в деле разрушения Церкви. По сути, УПЦ-КП — это политический бизнес-проект, только гримирующийся под церковь, к которому многие государственные чиновники приложили свои нечистые руки. При их поддержке денисенковские молодчики начали захватывать храмы и монастыри, церковное имущество и приходские кассы.
В конце концов, безграничное терпение Матери-Церкви лопнуло. 23 февраля 1997 года «за продолжение Филаретом раскольнической деятельности, распространение раскола за пределы Русской Православной Церкви, что, в частности, привело к увеличению раскола в Болгарской Православной Церкви; за принятие в «общение» раскольников из других Православных Церквей» и за многие другие преступления против Церкви и Веры Архиерейский Собор РПЦ постановил:
«Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом». (4)
Давайте подведем итог сказанному.
Если еще раз воспользоваться сравнением Церкви и Вооруженных Сил, то можно сказать, что разжалованный в рядовые генерал, опираясь на родственные и деловые связи, захватил штаб округа, объявил себя командующим и стал назначать своих приверженцев на должности, создавать новые дивизии и полки, находящиеся у него в подчинении, объявлять в них призыв новобранцев…
Понятно, что в реальности такого быть не может. Но армия — это структура земная, видимая, а Церковь, в полном объеме понимания — организация духовная, Божественная, незримая. Вот и кажется, что и храм такой же, и батюшка такой же, и поют так же, и Божественная служба такая же — но нет, это только видимость, только внешняя форма, только картинка…
Но под всем этим нет духовного содержания, нет благодати, нет апостольских полномочий… И поэтому никакие действия, произведенные в такой церкви, не освящены Святым Духом и являются, по сути, обычным обманом. А первым обманщиком и отцом лжи, как говорит Священное Писание, был сам сатана.
Вот и святой Лаврентий Черниговский, прозревая раскол в украинском Православии, говорил: «Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная — Русская».
Приведу еще несколько цитат уже наших современников и если можно так сказать, сподвижников Михаила Денисенко в деле разрушения канонической Украинской Православной Церкви.
Когда «патриарха» УАПЦ Мстислава спросили, как вообще могла возникнуть такая структура как УПЦ-КП, он ответил:
«Гроші, гроші і гроші»
А когда «патриарх» УПЦ-КП Владимир (Романюк) стал интересоваться финансовым состоянием своего заместителя Филарета и забрасывать правоохранительные органы заявлениями с требованием возбудить против него уголовные дела, то его нашли мертвым в Ботаническом саду. Причем, подавляющее большинство людей, знавших околоцерковную ситуацию, склонялись к тому, что его убили. И в «заказчике» никто не сомневался.
«Патриарх» УАПЦ Димитрий (Ярема) так прокомментировал решение харьковского Архиерейского Собора 1992 года:
«Филарет нарушил клятву, он лишен священнического сана, а главное — мы не видим в нем, так сказать, духа веры. Он политик — и больше ничего. И все, кто организовал УПЦ-КП и борется за неё, думают не о Боге и Правде, а о личной и политической выгоде. Теперь украинская схизма грозит всему Православию, если ее вовремя не остановить… И название ей — филаретовщина: Филарет сознательно отрывает Украину от ядра Православной Церкви — Вселенского Православия, и через видимость, подобие церкви, замену духовно-чистой Церкви на мир риз и театральности, — ведет людей в ад, в пасть Люцифера. И сам он стал Люцифером Украины, злобным, темным ее духом…»
«Патриарх» УАПЦ Мстислав (Скрыпник):
«Ни одна из Поместных Церквей не считает Филарета митрополитом. И трагедия сегодняшнего украинского православия в таком явлении как филаретовщина. К сожалению, это не хотят понять люди, поддерживающие его в правительстве. А ведь пока будет существовать филаретовщина, кризис в украинском православии не пройдет».
«Епископ» Мефодий, управляющий делами УПЦ-КП:
«Филарет в духовном мире является преступником. Его опекают такие люди как депутаты Поровский, Червоний и прочие, которые, потеряв совесть, взяли в свои руки власть в церкви, диктуют ей свои условия, прикрываются церковью для утверждения своих политических целей».
Так что, те кто понимают суть денисенковской церкви, называют ее театром, «богослужения» в ней — спектаклями, а «священников» — ряжеными.
Те, кто не понимает, а видит лишь яркую картинку да слышит красивое пение — не видят никакой разницы между храмами Украинской Православной Церкви и УКП-КП.
А те, кто все понимает, но продолжает ходить или, тем более, служить в этой церкви — сами себе готовят духовную погибель.
И тут уже выбор за каждым конкретным человеком — идет он к Богу или от Него.
В русском языке слово «ортодокс» обозначает последовательного человека, неуклонно придерживающегося принципов какого-либо учения или мировоззрения. В английском же оно имеет два смысла — одно соответствует вышеприведенному, а второе значит «православный».
Этот сугубо лингвистический пример, по-моему, прекрасно иллюстрирует понимание значительной частью мирового сообщества сути Православия — неуклонное следование принципам! И, естественно, тот, кто хоть на йоту отступает от этих принципов, отступает и от самого Православия.
Думаю, всего вышесказанного достаточно для понимания того, что представляют собой автокефальная и раскольничья церкви, их «священничество» и иерархия. И надеюсь, что если в вашей душе возникнет или окрепнет желание пойти в церковь, вы сделаете правильный выбор.