Общество

Школьные уроки и обстрелы создают новую идентичность на восточной Украине

В тот момент, когда мировые лидеры, собравшиеся на этой неделе в Минске, решали дальнейшую судьбу восточной Украины, — учительница Харцызской школы номер 23, — Татьяна Пруссова, вела урок, стоя перед картой.

В течении уже 10 минут, она излагала своим 15-16 летним ученикам, обзор последних событий, произошедших в самопровозглашенной республике ДНР. Рассказывала о новом для региона празднике, посвященному — Юным-Героям-Антифашистам — (8-го февраля). Говорила она так же, о намерениях США, вооружать Киев, именно в тот момент, когда повстанцы захватили жизненно важные позиции вокруг стратегического железнодорожного узла в Дебальцево.

«Благодаря героическим успехам ополчения, Дебальцево было взято в кольцо», — говорила госпожа Пруссова своим ученикам, показывая на карте линии соприкосновения, как это мог бы делать любой историк, во время урока, посвященного завоеваниям Наполеона, либо наиболее значимым участкам фронта, боев в Фландрии.

Шел урок, так называемой «политической грамотности», массово получивший распространение по десяткам школ, на территориях контролируемыми повстанцами. Подобные семинары, казалось, канули в небытие, вместе с исчезновением СССР, но вновь были возвращены указом министерства образования про-российской ДНР.

— Мы решили рассказывать детям о адекватном видении событий происходящих на Донбассе, — рассказывает директор школы Лидия Аксенова, — Мировоззрение которое мы прививаем им сейчас, через десять лет, может формировать политические взгляды нашего будущего правительства.

В то время как, многие из них, могут наблюдать итоги подписанного в Минске меморандума. В коем содержится призыв к прекращению огня, в качестве первого шага к расформированию ДНР, как территориально-независимой единицы, и, в конечном итоге, возвращению к прежним границам Украины. Существуют некие робкие намеки на возможный самоотвод глав самопровозглашенной республики от управленческих функций, — либо отстранение их от власти по воле народа.

После многомесячной осады, практически уничтожившей всю инфраструктуру региона; вынужденного существования населения под перкуссии артиллерийских канонад, — у жителей (бывшей) восточной части Украины, возникла совершенно новое чувство региональной идентичности. Пусть часть этого нового самосознания, возникает на уроках агитации, из уст подобных госпоже Пруссовой и ее ученикам, но фактом есть то, что многие жители Донбасса, прежде, будучи про-украински настроенными, пройдя через бомбардировки армии своей же страны, — стали яростными противниками киевской власти.

Очередным источником гнева,- для многих стало обращение нового президента Украины Петра Порошенко, в котором он говорил о страданиях, кои будут причинены народу Донбасса из-за действий повстанцев.

«Наши дети будут ходить в школу и детский сад, и дети востока будут сидеть в подвале!», — заявил он, размахивая пальцем.

— Будучи студенткой, частью будущего страны, я верила в единую Украину, доверяла Порошенко, — рассказывает Екатерина, 20 летняя слушательница донецкого национального университета. Ее семья, летом, была вынуждена бежать на территорию, подконтрольную киевским властям, но в сентябре, как закончились деньги, им пришлось вернуться в Донецк. Именно тогда ее мнение кардинально поменялось.

«Мы думали, что Порошенко приедет в Донецк, он не приехал…» — рассказывает девушка. Она категорично отклонила версию о том, что местные жители были сагитированы руководством повстанцев и российским телевидением: «Совершенно нет нужды быть военным, дабы понять с какой стороны ведется артиллерийский обстрел. У нас есть Интернет. Мы не в каменном веке. Мы не зомби».

В Киевском районе Донецка, который есть одним из наиболее изувеченных, украинской артиллерией городских кварталов, живет женщина, среднего возраста, по имени Светлана. Она рассказывала про то, как вместе с еще 50 людьми ютятся в бомбоубежищах, оставшихся со времен железного занавеса. Они выживают в бетонном, сыром подвале, с тех самых пор, как в мае 2014 начались обстрелы Донбасса.

В то время она отказалась принимать участие в референдуме сепаратистов, взывающего о присоединении к России.

— Мне казалось, что все это дурно пахнет, — объясняла она. Её взгляды изменились после месяцев нахождения под землей.

— Как мы можем быть за единую Украину, когда киев последние 6 месяцем нас бомбит!? — спрашивает она. – Они пришли к власти и уничтожили всю инфраструктуру на территории юго-востока…

Энрике Менендес, украинского происхождения бизнесмен с испанскими корнями, сказал, что одной из самых больших ошибок Киева — было
уничижение всего близкого, дорогого — населению Донбасса, вместо того, чтобы создать хоть один серьезный пример попыток вести диалог.

— Изначально множество журналистов, блогеров, лидеров общественных движений – были про-украинскими. Но когда они увидели в Киеве массовую, оскорбительную риторику по отношению ко всему Юго-востоку, — реакция была весьма негативной, — сказал г-н Менедес, — Оголтелая агрессия и непонимание (скорее нежелание) услышать миллионы своих граждан, о тех событиях, что на самом деле произошли и продолжают происходить на Донбассе, — дико оскорбило множество людей, оставшихся в Донецке.

Один из десятка организаторов мартовского митинга За единую Украину, — г-н Менендес, в конечном итоге решил остаться в Донецке для создания организации, занимающейся гуманитарной помощью.

В августе, всего пять человек оставалось жить в подъезде его дома. Они прятались в коридорах во время худших из обстрелов. Теперь, почти все бывшие жители, около 80 человек, вернулись домой..

— Военное время изменило полностью наш менталитет, — объяснил он. — Мы перестали давать оценки поверхностным, слабо мотивированным вещам и событиям в жизни. Мы потеряли все: наши сбережения, перспективы, предприятия, но приобрели способность отделять истинно важное от наносного. Некоторые люди потеряли своих родственников. Но мы стали более чистыми, человечными.

Не смотря на то, что грохот артиллерии еще можно было услышать в центре Донецка на этой неделе, — большая часть города постепенно возвращалась к мирной жизни…

Город-призрак, на протяжении большей части прошлого года, — вернул себе основную часть своих жителей. Возобновляют работу рестораны, магазины, школы, университеты.

Игорь Костенок, министр образования ДНР, — полон решимости использовать свой пост, дабы стимулировать упрочнение региональной идентичности. В дополнение к новым урокам «политической грамотности», г-н Костенок заявил, что школы будут также изучать опыт молодых повстанцев, сражавшихся в рядах армии ДНР, в течение лета.

— История Великой Отечественной войны говорит нам, что многие дети, тех тяжелых лет были вынуждены взять в руки оружие и защищать свой дом. История обречена на повторение, «говорит он.

Одним из таких мальчишек, является — Александр Васин, — 16-ти летний гимназист из пригорода, который принимал участие в боевых действиях, в самой горячей точке конфликта – Донецком аэропорту, в составе повстанческого батальона «Пятнашка».

Не взирая, на категорические возражения своих родителей, по воле сердца, убегя из дома… Ему пришлось вернуться в школу осенью, когда возобновились занятия, но твердое желание возвратиться в ряды собратьев по оружию, в конце учебного года, у парня ни на секунду не пропадало, горькое, острое желание, необходимость защищать близких, до тех пор пока не прекратится война. Про свой опыт боевых действий, он ответил сухо, как настоящий мужчина.

– Сложно в начале, — потом привыкаешь…

По материалам, отснятым Сашей и его товарищами, во время боев за донецкий аэропорт, юным патриотом был смонтирован фильм, который получил награду от правительства ДНР, а так же материал был продемонстрирован по всем школам самопровозглашенной республики…

Источник: Financial Times,
перевод А.Васильева)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть