О Милане, после того, как там чуток осела пыль от лимузинов
Милан закончился, все разъехались по своим делам, можно спокойно оценить итоги международного саммита, опираясь не на сиюминутные скороспелые репортажи новостных каналов, а неторопливо разложив по полочкам детали. Это также увлекательно, как складывать большущий пазл. Как водится, главных интересующих вопросов три. Слил ли Путин Новороссию? Нагнула ли Европа Россию? Стал или не стал Порошенко агентом Кремля? Вот отсюда и начнем.
В первую очередь стоит вспомнить изначальную подоплеку событий на Украине и с этих позиций присмотреться к составу участников миланского саммита. Кого мы видим, точнее — не видим? Нет США — главного организатора Майдана 2.0 и его основного бенефициара. На всем протяжении событий с конца прошлого года и до августа заокеанские представители на любых «украинских посиделках» присутствовали, а в Милан почему-то не приехали. Ни лично, ни в виде кого-нибудь из Великобритании — своего основного надежного партнера в Европе. Почему? Этому может быть лишь одно внятное объяснение — процесс Америкой больше не контролируется и в значительной мере потерял для нее интересность. Прямой горячей российско-украинской войны разжечь не удалось. Имеется в виду настоящей, а не той, о которой истерично говорит Киев. О том, что события оставлены Вашингтоном на самотек, безусловно еще говорить рано. Но что США приступили к тихому выходу из главных действующих лиц — уже говорить можно.
Надо признать, американцы в очередной раз продемонстрировали свою способность извлекать прибыль даже из поражения. Вот все знают, что США во Вьетнаме проиграли, но по фильмам, книгам, спектаклям, памятникам и песням не только они, но и многие люди в мире считают, что это была такая вот специфическая победа. Американцев не разгромили. Джи-Ай сами ушли! Непобежденными! Причем, из поражения они извлекли опыт, произвели переформатирование армии, создали новое оружие и дальше выиграли все войны, которые потом вели с 1979 года по наши дни. Во всяком случае — сами США верят именно в это. Причем, не без оснований. Хотя в последние годы действительность уже заметно отличается, да. Примерно то же самое США провернули с Украиной. Впрямую столкнуть два славянских народа на поле боя не получилось? Печально. Но все равно экономика одного из них разрушена уже почти до основания. Еще чуть-чуть и в центре Европы возникнет еще одна версия Сомали. Как ни крути, но кому-то потом за ее восстановление придется заплатить. Причем, два раза. В первый раз — в виде погашения многомиллиардных долгов, которые этот народ наберет до своего экономического коллапса. Второй — кто-то ведь должен будет платить за украинский газ дальше?!
Красота замысла в том, что, кто бы не оплатил счета, Россия или Европа, Америка остается в выигрыше. В любом случае сумма расходов сильно подорвет собственную экономическую мощь донора, тем самым ослабив его для целей последующего подчинения США.
По крайней мере так происходящие события выглядят с холмов федерального округа Колумбия. Смысл встречи в Милане действительно сводился к определению «фамилии мецената». Так вот, Россия сумела повернуть дело так, что она «за все» как бы уже заплатила. На сей счет очень хорошо рассказал лично Путин во время последовавшей после переговоров пресс-конференции. Очень интересное и содержательное выступление. Есть смысл смотреть и слушать очень внимательно.
Кремль взял деньги, которые он и без того никогда бы не получил с Киева, и… превратил «в свою часть шагов на встречу миру»! Шах и мат! Понятно, что у Киева денег нет и «по 500 зеленых за килокуб газа», согласно цен, действовавших до мая 2014 года, он не заплатит никогда. Да, Кремль имеет все юридические основания потребовать досрочного погашения прошлогоднего кредита в три миллиарда долларов. Но получить их все равно невозможно. За то теперь ЕС не может заявить, что Россия ни в чем не идет на встречу для разрешения конфликта! И Брюссель поставлен перед выбором — или подарить Киеву, а точнее — передать Москве, — как минимум 5 млрд. долларов, или сидеть и смотреть, как разваливается их собственная экономика.
Выбор очень не простой. Проведенная неделю назад тестовая проверка энергосистемы ЕС показала очевидное — без российского газа Европе не выжить. Никакие северные месторождения, никакой Катар, и даже никакие США его не заменят. Скажу больше, европейцев Путин поймал на классическую шахматную вилку. Или ЕС платит за Киев эти пять миллиардов и подталкивает свою экономику к кризису, чреватому даже распадом самой ЕС, или… посылает лесом США и отменяет санкции! Потому что пять миллиардов он все равно заплатит, но отмена антироссийских санкций позволит претендовать на возврат на российские рынки, на которых их потом можно будет заработать. А работа и рынки европейцам с каждым днем необходимы все сильнее. Перспективные прогнозы последствий продолжения российских санкций с каждым днем все печальнее. Почему «они все равно заплатят»? Потому, что Киев, в лице премьер-министра Яценюка, уже публично заявил о невозможности украинского государства гарантировать отсутствие воровства транзитного газа. В переводе на простой русский это значит примерно следующее: жить мы хотим, и другого пути не замерзнуть в текущую зиму, кроме прямого воровства поставляемого в Европу газа, мы не имеем. Точка. А Кремль еще месяц назад, когда начались игры с газовым реверсом, сказал, что компенсировать реверс увеличением объема поставок не станет. И не только сказал, Кремль еще показал серьезность своих намерений сокращением поставок ряду восточно-европейских стран, кто сразу не внял дружеским предупреждениям.
В общем, вопрос — нагнула ли Европа Путина — можно считать закрытым. В достаточно ближайшем будущем нас ожидают два шоу. Первое — придумывание схемы, как Брюссель станет передавать деньги Кремлю, чтобы они прошли мимо загребущих рук украинских олигархов. Уверен, схема должна быть очень креативной. Европейцы это умеют. Второе — как ЕС будут заставлять Киев «воровать поменьше», чтобы при этом еще и не так много денег ему дать для оплаты собственной украинской потребности в газе. Потому, что в вопросе — когда деньги, а когда стулья — позиция России обозначена четко и непреклонно. Более того, ЕС с ней согласился и 385 баксов за килокубометр справедливой ценой признал. Порошенко прямо сказали — плати, другой цены тебе все равно не будет.
Самое забавное, что по всем остальным вопросам Россия отделалась одними лишь туманными дипломатическими словесными кружевами. При этом введя в международный дипломатический оборот термин — Новороссия. Люди понимающие знают — никто и никогда в дипломатии не создает сущности, которые носят временный, сиюминутный и чисто болтологический характер. Если у дипломатов какой-то термин возник, будьте уверены, тем самым они уже признали и реальность, точнее долгосрочность, существования самой этой новой сущности, которую он обозначает. Дипломаты вообще не любят произносить слова, на которых их потом оппоненты смогут поймать за язык и тыкать носом, как шкодливого котенка. Во всяком случае — дипломаты серьезные. Судя по тому, как Россия сумела обыграть оппонентов на протяжении хотя бы прошедших десяти месяцев, называть ее дипломатов несерьезными совершенно безосновательно. Это не дает пока однозначного понимания как будет выглядеть Новороссия, в каких границах располагаться и каким образом управляться. Но что в каком-то виде она будет — безусловно. Причем, это вовсе не ее нынешний вид скудных огрызков двух юго-восточных украинских областей.
А что Порошенко? А что — что? Если вы знаете, как растет виноград и вовремя подставляя ему палочки для опоры, подталкиваете его к росту в желаемом вам виде, это же не означает, что вы стали повелителем виноградной лозы? Вот и с Порошенко так. Потеряв, точнее не имея с самого начала, самостоятельность, украинский президент превратился в обычный пинпонговый мячик, действия которого подчиняются довольно легко просчитываемым наперед физическим законам. Воздействие — реакция. Новое воздействие — новая реакция. Понятное дело, рук с ракетками, желающих тоже поучаствовать в процессе, в Киеве еще много. Так что не одна РФ создает воздействия. Но что общий счет игры постепенно складывается в нашу пользу, говорит все. И отсутствие Америки среди участников переговоров. И то, что Европа Украине не дала денег. И то, что Порошенко сегодня превозносит, как большую победу Украины, цену в 385 долларов за тысячу кубов, которую еще два месяца назад даже слышать не желали. И то, что по территориальным вопросам о будущей судьбе юго-востока не договорились вообще ни о чем конкретном. И самое главное — вот уже трое суток ополчение на севере Луганской области самым явным образом нарушает Перемирие и Минские договоренности, но ни одна собака в ЕС или ОБСЕ, ни даже в НАТО, никакой шумихи на сей счет не подымает. Наблюдатели ОБСЕ никакой стрельбы в упор не видят и не слышат.
Если все это не является дипломатической победой России, то что такое победа тогда вообще?!